Блоги #NaNevskom

Трагическая романтика

Текст и фото: Марина Гончарова

6 -17 сентября 1941 года на Ладоге было оживленно. Из Новой Ладоги в Осиновец шли 2 баржи с продовольствием и армейским контингентом, ведомые буксиром и канонерской лодкой. И из порта Осиновец шли в Новую Ладогу 2 баржи, с курсантами и гражданским населением, их тянули буксиры, тоже груженные людьми. В результате шторма две баржи с военными и одна баржа с гражданскими отбились от буксиров и терпели бедствие. Фильм «Спасти Ленинград», режиссер  Алексей Козлов, рассматривает очень узкий  сегмент этих двух дней, меняя причинно-следственные связи и картину произошедшего и чрезмерно романтизируя события.
Я, честно говоря, не поняла, почему не показать все, как было. Фильм-катастрофа так фильм-катастрофа. Я вспомнила британский «Дюнкерк» 2017 года с очень похожей историей ну только как бы наоборот – там вывозили через Ла-Манш британские войска, зависшие во Франции.  Возможно, наша сторона пыталась сформировать новый взгляд на нашу трагедию, но, по-моему, слишком много любви. Из хорошего. В первой половине картины оказались высказанными с помощью визуальных образов какие-то важные моменты, что, без сомнения, мастерство. Физическая привязанность жителей к Петербургу – Ленинграду; инфантильность населения – никто не хотел верить в серьезность ситуации; ужас репрессий, толкающий военачальников на безумные поступки; кошмарное состояние армии – Ленинград защищали в основном стрелковые батальоны НКВД и народное ополчение. Еще из хорошего. Правдиво воссоздана атмосфера города тех дней, отлично подобраны типажи актеров, костюмы – одни эти плоские береты чего стоят. Из актерских удач, несомненно, Анастасия Мельникова и Гела Месхи. Звездных детей Марию Мельникову и Андрея Удалова – Миронова вроде и ругать не за что, однако и восхищаться нечем.
Ну и вообще фильм смотрится как первая серия сериала – намечены все линии, которые должны развиваться в дальнейшем. Но поскольку они не развиваются, то конец оказывается скомканным и совсем не впечатляет, а скорее напоминает рекламный ролик. Вряд ли правильно снимать фильм-катастрофу типа голливудских на подобном материале. Очень тонкая грань между правдой и вымыслом. Ну вот, например, сцена схода с буксира спасенных пассажиров баржи 752 (кстати, тогда было неясно – кто с какой баржи, буксир «Орел» и затем канонерская лодка «Селемджа» спасали людей с двух терпящих бедствие барж). Вот идут главные герои – Костя и Настя, обнявшись, Настя – в сухом пледе, хорошем бежевом современном. Ну откуда на старом русском буксире, вымотанном борьбой со стихией, в сентябре 1941 года этот плед? (По свидетельствам участников, уже на берегу им принесли ворох разной одежды, вплоть до того, что будущему контр-адмиралу досталась конская попона.) Мелочь – а для недоверия хватает. Или сцена удушения русским сержантом немецкого солдата, бои в грязи. Ну чистый Рембо.

Так или иначе, картина снята и попытка другого осмысления трагедии блокады и другого способа сохранения памяти сделана. Теперь только время покажет, верный ли путь был выбран.

 

Предыдущая статья

«Сергей БЕЗРУКОВ & группа KRЁSTNIY PAPA», концерт

Следующая статья

Кукольный мир