Тот, кто меняет мир
Книга «Илон Маск: Тесла, SpaceX и дорога в будущее» появилась в оригинале почти год назад, а в русском переводе – прошлой осенью. Она написана журналистом Эшли Вэнсом.
Зачем писать биографию человека, только лишь подходящего к пику своей карьеры? Вспоминается история с мемуарами Черчилля: сначала он написал три тома после Первой мировой войны, а потом вынужден был писать еще три тома после Второй.
И все же несмотря ни на что биография Маска – очень своевременная книга. Это увлекательная и поучительная история о том, как школьный ботаник и рохля, мечтатель, глотавший все книги подряд, предмет насмешек и издевательств со стороны однокашников, в 17 лет сбежал не только из дому, но и из страны, в которой родился, недоучился в двух университетах, долго так и не знал, куда бы себя пристроить. Вместе с братом основал две интернет-компании, но из обоих его так или иначе выгнали. Правда, в результате у него образовался солидный капитал в пару сотен миллионов долларов, на который можно было спокойно вести безбедное существование калифорнийского плейбоя и венчурного капиталиста, раскатывая на McLaren F1 с красавицей женой. Но случайно Маска затянули в некий довольно мутный космический проект по запуску в космос частного биоспутника с мышами. Проект с треском провалился, но Илон Маск нашел то, что достойно быть делом всей жизни: не больше ни меньше как «вывести человечество в космос».
Выход в космос неизбежен, но обычно сроки такого выхода принято было откладывать на некое будущее. Маск решил, что время пришло. Самая логичная общепризнанная ближайшая цель – это Марс. И не просто полет на Марс, считает Илон Маск, а основание там постоянной колонии, переселение туда для начала миллиона землян. Для этого нужна техника – ракеты, космические корабли. Стоит это дело баснословных денег… Стоп! Сколько это стоит?
Если посчитать бюджеты NASA, Роскосмоса или прикинуть, сколько тратят китайцы, получатся непомерные миллиарды долларов. Причем в стоимость проектов неизменно включаются накладные расходы на содержание гигантских структур, согласующих инстанций и проверяющих инспекций. Плюс тысячи поставщиков и субподрядчиков, каждый из которых старается урвать себе кусочек пожирнее. А если это все убрать? Если делать все самому и эффективно? Если одноразовые ракеты сделать многоразовыми? Если использовать последние достижения в металловедении, двигателестроении и так далее? (Притом что во всем мире до сих пор летают на ракетах, придуманных в середине прошлого века.) Насколько можно сократить стоимость доставки грузов в космос? Оказалось, что в десятки раз! Так появился SpaceX – первая частная компания, отправившая грузы на МКС.
Нам Илон Маск больше известен как глава Tesla Motors, самой успешной автомобильной компании по итогам прошлого года. Плюс у Маска есть еще один бизнес, где он не главный, но основной инвестор, – компания SolarCity, самый большой оператор по установке и эксплуатации солнечных батарей в США. И все это так или иначе связано с мечтой о Марсе: электромобили и солнечная энергия будут абсолютно необходимы «марсианам», поскольку обычные машины на бензине и нефти там работать не могут.
Вот он, Quest for the Fantastic Future: марсианские технологии обретают плоть. SpaceX уже строит ракету Falcon Heavy, способную поднять космический корабль с запасом топлива, достаточным для Марса. Испытывается первый частный пилотируемый космический корабль Dragon 2. Строится Gigafactory для производства батарей нового поколения. Все это уже не мечты и даже не чертежи, это уже то, что можно пощупать руками.
А Маску всего 44 года. Прочитайте книгу, и, может быть, вы, как и я, позавидуете тому, как один по-настоящему свободный человек способен изменить мир.
Текст: Семен Семеныч