Премьера спектакля «Бесконечное окно» на Грибоедова, 107
Премьера спектакля на Грибоедова, 107
На «Площадку на Грибоедова» я всегда прихожу в предвкушении чего-то изысканного. И ни разу не была разочарована. Ольга Ермакова, художественный руководитель этого маленького частного театра, с безупречным вкусом создала удивительно доброжелательное пространство, где каждая мелочь работает на зрителя. Оказалось, не только на зрителя, но и на коллег.
Текст: Галина Сергеева
Премьера спектакля «Бесконечное окно»
Текст важнее режиссуры, артист дороже спектакля
Театр, где все свои
Сюда, как на домашний свет, слетаются актеры и режиссеры на разнообразные фестивали и камерные постановки. А здесь все камерное, очень маленькое и уютное, и все свои. Даже бариста и продавец в дамском магазинчике.
В тот вечер, когда на Грибоедова, 107 давали премьерный спектакль «Бесконечное окно», меня ждало несколько маленьких открытий. Григорий Печкысев, игру которого я с удовольствием наблюдала в сильнейшем спектакле Георгия Тростянецкого «Дубровский» в театре «Пушкинская школа», оказался еще и режиссером. Владимир Рецептер, народный артист РФ, лауреат Госпремии России, называет Печкысева одним из лучших учеников своего особого курса в Театральной академии. Читателям, не знакомым с замечательным театром «Пушкинская школа», горячо рекомендую сходить в особняк Кочневой на Фонтанке на любую из постановок. Григорий Печкысев по-прежнему работает здесь, играя в нескольких спектаклях. С некоторых пор он понял, что, напитавшись под руководством Рецептера классическими текстами, хочет сам препарировать Слово в его современном звучании и выносить это свое прочтение на публику. Несколько лет назад Печкысев создает свой маленький «Текст-Театр». С малым числом единомышленников или в одиночку ставит одноактные пьесы и рассказы. Стремится, исследуя судьбу и правду обычного человека, идти от авторского текста, не выворачивая смыслы наизнанку.
«Не случайно, – говорит Григорий, – наш коллектив называется «Текст-театр». Мы литературоцентричны, для нас автор произведения – это авторитет, а не повод для так называемого режиссерского прочтения, от которого зрителю порой становится тошно».
Спектакль найдет себе дорогу
Автор пьесы «Бесконечное окно» – Руслан Шилкин, актёр «Коляда-Театра» из Екатеринбурга. Уральская школа драматургии стала для меня еще одним открытием как явление само по себе самобытное и даже мистическое. Литературный материал словно управляет игрой актеров, а не наоборот, как пошутил режиссер Печкысев. Ставил-то он сказку, где в финале четверо персонажей с запутанной жизненной историей превращаются в ангелов вокруг надежды-ребенка, а получилась грубоватая бытовая драма. Тут жители типичной спальной многоэтажки, как водится, еще с Чеховских времен, ищут лучшей жизни и себя в ней, мечтают о небе в алмазах, но повседневность не дает взлететь, а небо не разглядеть из-за сигаретного дыма. Вот же, казалось бы, открытое окно – лети! Но они крутятся вокруг своего быта, лепятся друг к дружке, и все идет по кругу, как колесико вечно не работающей зажигалки. Но ничего, говорит Григорий, спектакль сам выйдет на нужную сказочную дорогу. Обязательно выйдет, с такими-то актерами!
Много открытий одного вечера
В спектакле заняты изумительные артисты «Текст-театра» Григорий Печкысев, Михаил Кудрин, Юлия Скороход, Мария Рочева. Эти четверо и есть те самые алмазы, что освещают мрачные декорации спектакля. Очень органичные, очень самобытные, вместе составляющие крепкий ансамбль, не разбавленный ни каплей фальши. Можете мне поверить. «На Грибоедова» актеры проживают свои роли на расстоянии вытянутой руки, и малейшая неправда была бы видна как под микроскопом. И еще одно открытие вечера. Мария Рочева, актриса с огромным сценическим диапазоном. На недавнем женском театральном монофестивале «Золотая Августина» она запомнилась зрителям по моноспектаклю «Жанна. Во Францию и обратно». Поставленный Григорием Печкысевым по рассказу «Жанна» Андрея Геласимова, спектакль стал открытием для Петербурга и фестивальных площадок в других городах страны. «В «Жанне» мне играть проще, – признается Мария. – А с Лидой, персонажем «Бесконечного окна», было сложно: я ведь совсем другая, и зачастую ни слова из ее реплик не понимаю». Но режиссер помог с дополнительными материалами: что-то предложил почитать, что-то подсмотреть в определенном фильме для поиска рисунка роли.
С Григорием работать просто, потому что он старается не повторять ошибок режиссеров, работавших с ним самим как с актером. «Передо мной не стоит вопрос, – говорит актер и режиссер Печкысев, – делать ли грандиозный спектакль, но при этом травмировать актеров. Мне не близок «режиссерский» театр, где зрителя надо чем-то не просто удивить – огорошить, отчего тому бывает больно. Мы поездили по фестивалям и поняли: у нас отличные зрители, тонко чувствующие правду, добро и сострадающие всем. И когда с ними играют в какие-то грязные, ложные игры, они даже не возмущаются, а просто тихонечко отходят в сторону».
Площадка «На Грибоедова» сначала искала актера в спектакль по рассказу Рэя Брэдбери «Может быть, мы уже уходим». «Гриша нам подошел, – рассказывает Ольга Ермакова. — Так началось наше творческое общение, а потом и дружба». Печкысев уже готовит следующий спектакль. Он будет по рассказу Сергея Носова «Покоритель пустыни».
С нетерпением ждем.
Куда пойти в Петербурге? Рекомендует журнал «НаНевском» : по ссылке…