АфишаИскусствоПетербург

Шемякин ждет от России очередного взрыва

В искусстве. Об этом мэтр сказал на открытии выставочного проекта «Метаморфозы», которые открылись в БДТ им.Товстоногова.

«Метаморфоза». Преобразование. Трансформация. Такая трансформация происходит со зрителем, который придя на спектакль, вдруг попадает в «музей».
Словосочетание «театр и музей» обычно рождает образ традиционного закутка (маленького или большого, это уж как театру повезет с историей), где можно увидеть локальные раритеты. БДТ им.Товстоногова расширяет это понятие – в выставочное пространство превращены галереи ярусов, стены которых украшены фотографиями, афишами и даже инсталляцией, посвященной титану театра Олегу Басилашвили. Но сейчас в БДТ пошли дальше – на 3 ярусе обустроили самую настоящую галерею. В четырех «кабинетах» разместили работы мэтров художественного мира. Эдуарда КОЧЕРГИНА, который десятилетия создает эти самые миры на сцене БДТ. Не нуждающегося в представлении Михаила ШЕМЯКИНА. Юрия КУПЕРА, менее известного широкой питерской публике, что напрасно – работы этого российско-американского художника хранятся и в Третьяковской галерее, и в нью-йоркском музее Метрополитен. Четвертый герой «Метаморфоз» – знаменитый «мирискусник» Александр БЕНУА. И он здесь не случаен – и потому, что свою последнюю работу на родине перед эмиграцией в Париж осуществил именно в БДТ, и потому, что вообще создал современное представление о сценографии.

Открытие выставки для художников стало поводом высказаться на наболевшую тему: «что есть современное искусство».
«Мы живем все в довольно странное время, – грустно заметил Юрий Купер. – Потому что от молодого художника почти не требуется ни мастерства, ни выражения внутреннего мира. То, что вы увидите на этой выставке, это скромные попытки что-то сделать на плоскости. Новое поколение актуальщиков, наверное, нас даже не поймет. И театр идет к упрощению, к шоу-бизнесу. Много обнаженки. Само по себе меня это не смущает, я не против обнаженной натуры на сцене, но все зависит от того, кто это придумывает и для чего. Слишком много попсы, на потребу публики. А на мой взгляд, театр – это элитарное место, куда люди должны приходить вовсе не для того, чтобы визжать от восторга, увидев голые тела на сцене».

«Войну» «актуальщикам» объявил и Михаил Шемякин: «Все хотят быть “актуальными”. Раньше говорили об абстракционизме, о модернизме. Сегодня – о так называемом “актуальном искусстве”. Но в самом названии есть что-то погребальное. Ведь что такое актуальность? Это – мода. Сегодня ты модный, и значит, актуальный, а завтра – нет. А искусство должно быть вечным. …И к сожалению, и в Россию проникло это желание художника ошарашить зрителя. Не интересной находкой, а абсурдной. Например, очень модный режиссер Черняков (Дмитрий Черняков – крайне востребованный в Европе оперный режиссер и сценограф – прим.ред.) сделал такую версию “Онегина”, где Татьяна читает письмо, сидя на унитазе, а Ленский влюблен в Онегина».

Но несмотря ни на что Михаил Шемякин видит в российских молодых художниках большую энергетику и потенциал: «Однажды русская икона уже произвела “взрыв” в мировом искусстве. После второго “взрыва”, который осуществил «русский авангард», нужно ожидать третьего. Возможно, через некоторое время именно в России родится нечто новое, которое окажет влияние на искусство всего мира».

Добавим, что выставочный проект «Метаморфозы» приурочили к Году театра. И завершится он 17 декабря.

Предыдущая статья

Есть ли противопоказания к МРТ гипофиза?

Следующая статья

Insta Fashion Forum — первый всероссийский батл в сфере моды