Шаляпин. Спорный памятник в Петербурге
Шаляпин, памятник в Петербурге
Авторы таким видят «солиста его императорского величества»
У петербуржцев еще есть время, чтобы не дать исказить величественный образ Федора Шаляпина. Спорный памятник в честь музыканта мировой величины может появиться в Александровском саду в 2026 году. По мнению Журнала «На Невском», проект должны обсудить градозащитники и простые горожане. А фильм-исследование Ники Стрижак помогает понять феномен Шаляпина.
Текст: Галина Сергеева
Шаляпин. Спорный памятник в Петербурге
Завершается год 150-летия со дня рождения великого русского царь-баса Федора Шаляпина. В его честь выходили новые книги, фильмы и телепередачи, прошел Первый международный конкурс молодых оперных исполнителей, а Комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга затеял конкурс на эскизный проект памятника Фёдору Шаляпину. И вот итоги подведены, а победивший проект, мягко говоря, шокировал горожан. Если и есть плюс, только один – Шаляпин затмит падающего Блока.
Блок не будет одинок
Похоже, если памятник будет установлен, он составит компанию падающему Блоку на улицу Декабристов и странному Сахарову на одноименной площади. Фигура Шаляпина действительно не вызывает эстетического восторга. Пропорции нарушены – крупное тело в развевающемся плаще венчает маленькая голова. Импрессионистская манера, в которой выполнен проект скульптора Евгения Ротанова и архитектора Ивана Кожина, отнюдь не придает величия знаменитому певцу. По признанию архитектора, он черпал вдохновение в известном портрете Кустодиева. На что петербуржцы в обсуждениях резонно замечают: если уж подпитывался у Кустодиева, то хотя бы пропорции сохранил. Ведь Федор Иванович был очень красивым человеком, гармонично сложенным. И с красивой головой.
Статный Шаляпин в роскошной шубе на картине Кустодиева
Точнее всего скульптуру охарактеризовал писатель Александр Пелевин, сам не чуждый вычурности слога, но даже он не сдержался, мнение писателя цитирует Интернет.
Александр Пелевин: «… вот такому место на выставке современного искусства, но совершенно явно не на улицах моего родного города и не в качестве памятника великому певцу Шаляпину. Я совсем не понимаю этой тенденции, когда за передовое и крутое искусство выдаётся нечто как будто наспех слепленное из какой-то неизвестной субстанции. Не понимаю, что в этом красивого, крутого, интересного, передового. Мне немного обидно. По-моему, наш город Санкт-Петербург и великий певец Шаляпин такого неуважения не заслужили. Лично по моему мнению – это уродство».
Главная претензия москвичей к своему Шаляпину – бревно за спиной
Федор Шаляпин жил и работал в обеих столицах, много гастролировал. В столице памятник в его честь установлен на Новинском бульваре 20 дет назад. Поначалу он также вызывал споры, но они касались главным делом общей композиции. Не дело, когда импозантный Шаляпин вдруг решил прилечь на будто вырванное с корнем дерево. Считается, что скульптор Олег Иконников признал свою работу неудачной, но переделать не успел. Закончил монумент Вадим Церковников, который ничего менять не стал, и авторство приписывают именно ему. Однако если о композиции можно поспорить, сам Шаляпин в центре Москвы сидит в расслабленной позе, с очень вдохновленным выражением лица. Федор Иванович будто прилег отдохнуть, но продолжает обдумывать некую партию. Скульптура в стлице прижилась, она оставляет ощущение живого мастера.
Каким мы увидим Шаляпина в Александровском парке?
Питерский памятник Шаляпину планируется разместить на территории Александровского парка, где давно уже стоит закладной камень, вблизи «Мюзик-холла», который с весны называется Музыкальным театром имени Ф. И. Шаляпина. На сцене Народного дома, в правой части которого сейчас находится «Мюзик-Холл», Шаляпин очень любил петь, особенно последние пять лет перед эмиграцией. «У Федора Ивановича была особая привилегия. Он приезжал в театр, раздевался в кабинете директора, и ему туда приносили обед. В Народном доме его просто обожали», – рассказала директор театра. На этих подмостках он выступал и как солист, и как художественный руководитель, а иногда и как режиссер. В общем, место знаковое.
Загадка царь-баса
Телеведущая и режиссер Ника Стрижак в юбилейный год представила документальный фильм «Загадка Шаляпина», по ее мнению, съемочная группа так и не разгадала секрет царь-баса, таланта огромной величины.
После просмотра зрители не согласились: фильм разгадал феномен Шаляпина. Кроме данного от бога певческого дара и внешних данных, у Федора Ивановича было неистовое отношение к работе. Шаляпин репетировал бескомпромиссно, доводил образ на сцене до полного блеска, упражнял голос, скрупулезно изучал партитуры. Это тот случай, когда говорят «человек сделал себя сам».
Шаляпинский эталон не перебит
Шаляпин родился в бедной крестьянской семье, прошел церковный хор, роли статистов в оперных спектаклях. Фактически без полноценного музыкального образования он стал всемирно знаменит благодаря силе характера и трудолюбию. Когда режиссеры обращаются к биографии Шаляпина, как правило, они зацикливаются на личном: барские привычки, два параллельных брака, эмиграция. Нику Стрижак интересовало другое: в чем феномен певца? И ответ нашла.
Ника Стрижка: «При всей своей жизни напоказ, при обилии знакомств в культурной среде, он был очень серьезным музыкантом. Поэтому мне хотелось напомнить, что Шаляпин – в первую очередь великий певец и музыкант. И уже потом – человек, с которым много чего случилось в этой жизни».
Фильм можно посмотреть в любой момент, достаточно найти его в интернете.
За почти сто лет с момента, когда Федор Шаляпин навсегда покинул сцену собственной жизни, его талант не устарел, его голос не потускнел, даже когда звучит со скрипящих грампластинок. Вот только достоин ли памятник, который потомки предлагают установить в Петербурге нашему великому басу?
Куда пойти в Петербурге? Рекомендует журнал «НаНевском» : по ссылке…