Блоги #NaNevskomИскусство

Роберто Матта и 4G

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото: Марина Гончарова

В техническом плане, конечно, нет – Роберто Матта принадлежит XX веку, он почти его ровесник, рос и развивался вместе с ним и даже пережил его на 2 года. Но в ментальном плане – да, вполне возможно. А вообще выставка известного абстрактного сюрреалиста (или сюрреалистического абстракциониста) в Главном штабе Эрмитажа называется «Роберто Матта и четвертое измерение», но для сайта это слишком длинный заголовок.

Зато его грандиозные девятиметровые полотна Главному штабу как раз впору. «Я интересуюсь только неизвестным, и я работаю только для того, чтобы удивить самого себя» – творческое и жизненное кредо Матта. С одной стороны, следуя своему удивлению, художник создал эффектные визуальные карты полей сознания, может быть, и новых. С другой стороны, он так увлеченно следовал за своим удивлением, что в скрижали вписали других. Картины Роберто Матта в России, например, экспонируются впервые. И без сомнения, они опередили свое время, но уже отстали от нашего.

Когда в 1930-е появились его первые неземные ласточки, работы небольших размеров, похожие на разбитые калейдоскопы, на Вселенную, которая рождается прямо сейчас, Стэнли Кубрика еще не было. Но в 2019 году размытые системы Роберто Матты уже не могут поразить воображение современного человека – они везде: в анимации, в фильмах, в рекламе, в видеоклипах ну и в конце концов в contemporary art. Все, что можно увидеть в микроскоп и в телескоп. Но в современной интерпретации это выглядит гораздо сложнее, чем повторяющиеся орнаменты Матта.

В 1960-е годы в его работы прорастает сексуальный подтекст (и даже текст), натуралистический и абстрактный одновременно, кстати, и очень точный, при этом выполненный минимальными изобразительными средствами. Обширный любовный (жизненный) опыт помог Роберто Матта удивлять себя своими картинами и дальше. Названия его работ, кстати, поэтичны и туманны, и ни капли не проясняют гуманоидные полотна, а только кодируют их еще больше, и тайна таким образом становится окончательно неуязвимой. Видимо, знакомство с Федерико Гарсиа Лоркой, которое помогло Матта попасть в эпицентр сюрреализма, не прошло даром.

Однако он так и не обрел твердого пристанища ни в искусстве, ни в жизни. Ученик Ле Корбюзье, соратник Бретона, Дали, Дюшана, Гропиуса, чилиец по рождению, живший в Англии, Франции, США, России, Скандинавии, архитектор, дизайнер, художник, гуманист в общественном и антигуманист в частном. Человек мира, для которого собственное удивление было важнее всего остального.

PS Прочитала в кураторском тексте к экспозиции, что выставка восполняет «досадный пробел» (в нашем кругозоре). Да, это отлично. Правда, досадным он, наверное, был годах в 1970-х, а сейчас это уже не пробел, а прямо-таки пролет, и прошлого не изменить. Но вот в настоящем опять возникают пробелы, потому что в XXI веке надо бы, как мне кажется, экспонировать и XXI век тоже. А, может, и XXI век прежде всего.

Предыдущая статья

Петербург, Ленинград, Петроград… и «Авто Премиум»!

Следующая статья

Афиша на выходные 27-28 апреля

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*