Мода

Профессионалы в моде

Почему русской моды нет на мировом рынке? Причина этого не в отсутствии талантов, а в неумении себя продвигать.

Российское образование в сфере моды долгое время было исключительно художественным, что исключало наличие модной индустрии. Но потребность в разных дипломированных специалистах наконец прорезалась и дает определенные плоды. Юлия Демиденко, известный петербургский куратор, член Международного совета музеев, член редакции русского бюро американского журнала «Теория моды», начала преподавать в Московской высшей школе социальных и экономических наук новый курс.

Юлия Демиденко. Это мой авторский курс, называется «Костюм и мода. Кураторское дело». В принципе, в области модного образования уже прослеживается тенденция к четкой дифференциации специализации выпускников. Не только дизайнеры и художники, но и менеджеры, технологи, кураторы, продюсеры. Например, есть специалисты, которые определяют порядок выхода моделей на показах мод, с тем чтобы подчеркнуть достоинства коллекции, чего сам дизайнер делать не может.

Российские вузы в сфере моды отличаются от западных значительным креном в художественность, и в этом отношении школа моды в России всегда была хороша. Но интеграции в международный рынок русских дизайнеров никто не учил и до сих пор практически не учит, и это причина отсутствия русской моды в мире.

Ю. Д. На данный момент в области модного образования катастрофически не хватает обучения бизнесу, ведению модного дела. В Германии, Голландии, Италии другая система обучения. Большое количество индивидуальных занятий и индивидуальных задач дает возможность обучаться в рамках академического образования очень разным специальностям. Для западных вузов совершенно не важна начальная художественная подготовка абитуриентов, там в большей степени интересует способность поступающих к оригинальному мышлению, экономическому, технологическому мышлению и понимание пути к успеху. Причем поступить в западные институты сейчас легко, без экзаменов, потому что в дальнейшем идет большое отчисление профессионально непригодных студентов. И стоимость обучения на Западе часто ниже, чем в России на коммерческих отделениях.

В большинстве европейских стран ситуация со стартапами гораздо благоприятнее – льготные кредиты, гранты и так далее. Также поддерживается творческая индустрия – мастерские, особые условия реализации продукции и тому подобное. Особенно это касается одаренных выпускников. В России можно блистательно защитить диплом и благополучно исчезнуть с модного горизонта, если нет средств на дальнейшее продвижение.

Ю. Д. Молодые дизайнеры в России никого не интересуют – ни инвестиционные фонды, ни крупные компании. Даже к студенческим конкурсам типа «Адмиралтейской иглы» общественный интерес все более угасает, поскольку они не имеют практического продолжения. Да, сейчас создается много маленьких марочек и магазинчиков. Но марка становится брендом, когда она продержится на рынке как минимум одно поколение. И прожить это десятилетие в России совсем нелегко. В Британии, например, в «обязанности» королевы входит одеваться у британских дизайнеров моды, поддерживая местную промышленность и местный дизайн. Такие же примеры патриотизма дают Америка, Италия. Но не Россия. В нашей стране возник замкнутый круг – нет модной индустрии из-за того, что нет профессионалов, и нет по-настоящему международных профессионалов потому, что нет модной индустрии. В России нет профессиональных показов мод, так как fashion-show – дорогое удовольствие, оно должно окупаться дальнейшими продажами. Но в России нет рынка моды. И студентов надо обучать размышлять над этими проблемами, а в дальнейшем и решать их.

Марина Гончарова

Предыдущая статья

Цветы зла?

Следующая статья

«Пицца», концерт