Петербург

Право на воду

На территории бывшего цеха завода «Севкабель», расположенного на Кожевенной линии Васильевского острова, 21 сентября открылась выставка WATERFRONT – художественный, эколого-урбанистический проект с видом на воду.

Мы пообщались с продюсером проекта, куратором Института исследования стрит-арта Альбиной Мотор и узнали у нее о самой выставке, об этапах подготовки проекта и о том, почему петербуржцам будет особенно интересна дискуссионная часть мероприятия.

Выставка-исследование WATERFRONT открывает фестиваль «Недели северных стран» и является одним из его флагманских проектов. Идея выставки – посмотреть на прибрежное пространство Петербурга как на часть городской экосистемы, сравнить, как устроена жизнь набережных в соседних европейских городах, сопоставимых с Петербургом по климату, размеру и статусу. Авторам проекта интересен диалог человека и воды как одна из составляющих качества повседневной жизни в прибрежном городе.

«Петербург – город у воды, в котором прогулки по рекам и каналам входят в первоочередной список туристических достопримечательностей, – говорит куратор проекта, историк искусств Дмитрий Пиликин. – Но Петербург еще и морской порт, однако увидеть море здесь довольно сложно. Исторически лучшие видовые районы в устье Невы с видом на море были оккупированы верфями и обслуживающими их заводами, а «краснокирпичная» линия индустриальных зон пунктиром охватывает исторический центр».

 

Площадку для проекта начали искать еще весной. «Нам было важно, чтобы она располагалась рядом с «большой» водой, поскольку контекст выставки – диалог стран Северо-Западного региона, а связаны все эти страны Балтийским морем, – рассказывает продюсер проекта, куратор Института исследования стрит-арта Альбина Мотор. – Это было первым критерием, второй критерий – чтобы владельцы площадки были заинтересованы в развитии прибрежного пространства, то есть чтобы они как-то были связаны с темой и открыты творческим проектам. Так возникло пространство «Севкабель», оно нам подошло по всем параметрам: у воды, новый креативный хаб, и наша выставка там будет первым событием из области современного искусства на этой территории».

Дмитрий Пиликин пригласил опытных художников, в основном это петербуржцы разных поколений плюс художники из Москвы, Копенгагена и Хельсинки.

«Наше исследование – это не чисто художественный проект, – замечает Альбина Мотор, – а история, в основе которой эксперимент, работа художников с урбанистической повесткой. Все объекты создаются специально для этой выставки, нет готовых работ, которые вы могли видеть где-то раньше. Важно, что художники выезжали на study-trip в июне – во время поездки в Хельсинки и Копенгаген мы встречались с урбанистами, экологами, городскими планировщиками и художникам, много гуляли по прибрежным пространствам обоих городов. Думаю, что впечатления от поездки отразятся и на некоторых работах».

Кроме выставки в проект входит и дискуссионная часть. В первые два дня работы выставки пройдет конференция, на которой официальные власти Петербурга, Копенгагена, Осло, Стокгольма и Хельсинки расскажут о планах развития прибрежных пространств городов. К чиновникам присоединятся архитекторы и девелоперы, урбанисты и городские активисты. Они поделятся проблемами, с которыми сталкиваются во время своей практики на проектах развития набережных и активностей на воде, и конкретными идеями, как их можно решить.

Будет много практической информации, интересной и полезной каждому горожанину, который хочет каких-то положительных изменений в городе, обещают авторы выставки. «Главная цель проекта – привлечь внимание к прибрежному пространству, ведь город появился здесь благодаря возможности выхода к морю, – говорит Альбина Мотор. – Мы стремимся к развитию культуры повседневного использования воды так, как это делают, например, в скандинавских странах – свободный доступ к воде, семейный отдых в выходные на своей лодке. Но нам интересно исследовать эту тему глубже, с разных ракурсов: урбанистического, экологического, культурологического».

Мария Рогалёва

Предыдущая статья

В консульство на велосипеде

Следующая статья

«Пиковая дама», моноспектакль