Русский балет. Выставка в Манеже
Русский балет Выставка «Первая позиция. Русский балет». Увертюра к выставке
Пуанты Матильды Кшесинской и пачка Галины Улановой. Личные вещи Агриппины Вагановой, Петра Ильича Чайковского, Александра Бенуа. Живопись, графика, скульптуры, документы… Почти тысяча экспонатов из 40 музеев, архивов, библиотек разных российских городов представлены на этой масштабной выставке в ЦВЗ «Манеж», посвященной истории русского балета.
Текст и фото: Дмитрий Николаев
Русский балет Выставка «Первая позиция. Русский балет». Выставка в Манеже
Балет в России больше, чем балет
Он из тех видов искусства, которые прославили русскую культуру на весь мир. Хотя только в 18-м веке балет в России приобрел значительную популярность, уже в 19-м он подарил миру великих танцоров и композиторов, писавших для него музыку. В начале 20-го века усилиями Сергея Дягилева русский балет стал широко известен на Западе, и потом, в советское время, гастроли Большого и Кировского (Мариинского) театров с огромным успехом проходили на мировых сценах. А для иностранцев, приезжающих в Москву или Ленинград, поход на балет был одной из жемчужин экскурсионной программы.
Па-де-де экспонатов с посетителями
Любопытная история вытанцовывается
– «Удиви меня» – легендарное требование к художникам от Сергея Павловича Дягилева стало основополагающим принципом при работе над концепцией выставки «Первая позиция. Русский балет», – сказал креативный куратор проекта Павел Каплевич. – При выборе работ мы стремились не только отразить факты, но и передать экспрессию, выразительность балетных образов: легкость движений, невесомость, полет. Вдохновением послужили пушкинские строки, посвященные Авдотье Истоминой: «Летит, как пух от уст Эола».
Либретто русского балета
По словам директора ЦВЗ «Манеж» Анны Яловой, выставка открывает много тайн и содержит множество сюрпризов: некоторые экспонаты не показывались по 200–300 лет. Интересно, что пояснительные таблички заменил аудиогид: голосами актеров Юлии Рутберг и Игоря Миркурбанова он рассказывает посетителям обо всем, что они видят.
Аудиогид все объяснит
Детали экспозиции «Первой позиции»
Особый шарм экспозиции придают бытовые зарисовки. Например, касса театра с надписью: «Билетов нет». Или часть комнаты советского человека с черно-белым телевизором, по которому показывались балетные спектакли.
Нет ли лишнего билетика?
В этих интерьерах вспоминаются ощущения детства, когда родители с трудом доставали билеты на «Лебединое озеро» или «Щелкунчика». В памяти осталась ни с чем не сравнимая атмосфера и какой-то особый запах театра, волшебство на сцене, буфет с бутербродами с икрой…
Ножка Терпсихоры
Любопытной задумкой создателей выставки стала ее часть под названием «Анатомия балета»: она повествует о том, что происходит с телом человека при выполнении тех или иных балетных поз, какие мышцы при этом задействованы.
Раздел «Царская ложа» рассказывает о специфике театральных лож в дореволюционной России, где протекала своя особенная жизнь. «Костюмерный цех» – о том, как менялись со временем костюмы балерин. «Русский дух» посвящен Сергею Дягилеву и его «Русским сезонам».
Балетный класс
А еще есть разделы «Советский балет» и «Школа» – о российском балетном образовании.
Кстати, об образовании. В рамках выставки, которая продлится до 21 мая, запланированы лекции, мероприятия для детей и подростков, дискуссии, выступления артистов.
Афиша наиболее интересных театральных и концертных событий Петербурга : по ссылке…