ИсторияКультураМестаНовости

Персонажи Островского среди нас

Персонажи Островского. «Мудрецы». Сцена из спектакля. Фото из архива Театра «На Литейном»

12 апреля мы отмечаем 200-летний юбилей Александра Островского. Интересно, что в этот день полтора века назад Александр Николаевич сделал себе роскошный подарок на 50-летие – закончил пьесу «Снегурочка». А потом оказалось, что это волшебный дар всем россиянам: с легкой руки драматурга снежная девушка стала нашей любимой новогодней героиней. Однако и другие персонажи его пьес – уже не сказочные, а вполне реальные – продолжают жить среди нас. И выглядят вполне современно – как в спектакле Театра «На Литейном» «Мудрецы» по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты».

 Текст: Светлана Мазур

Персонажи Островского.
12 апреля мы отмечаем 200-летний юбилей Александра Островского

 На всякую классику довольно современности

Театр «На Литейном» поднял классику на небывалую высоту: по его версии сюжет пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты» разворачивается в небоскребах. На место действия героев этой комедии привозят лифты, причем светящееся табло указывает, на каком именно этаже обитает конкретный персонаж, в чьем пространстве – жилом или деловом – происходит та или иная сцена. Чем выше этаж, тем влиятельней персонаж. И задача главного героя – взбираться по этим этажам все выше и выше. Он и взбирается.

Эта оригинальная сценография – аллегория карьерного роста, так называемый социальный лифт.

«Мне кажется, что движение по карьерной лестнице – очень важная и острая тема для сегодняшних молодых людей. Чем нынешний молодой человек вынужден жертвовать ради карьеры? Что он желает положить на алтарь своей судьбы? Какие ценности становятся его философией и как эта философия меняется по мере того, как он двигается дальше, во взаимоотношениях с миром сильных?» – размышлял режиссер спектакля «Мудрецы», художественный руководитель Театра «На Литейном» Сергей Морозов в своем выступлении на фестивале «Книжный маяк Петербурга». По мнению Сергея Анатольевича, все персонажи этой пьесы не пережитки прошлого, а и поныне действующие лица.

Не сразу, но очень быстро по ходу спектакля привыкаешь к тому, что герои Островского превратились в наших современников, живут в реалиях сегодняшнего дня, носят стильные костюмы в духе нашего времени. Это называется актуализацией классики, которая во многом и сегодня злободневна.

 На всякую пьесу довольно истории

Пьесу «На всякого мудреца довольно простоты» напечатал журнал «Отечественные записки» в ноябре 1868 года, и с той поры бессчетное число раз она была представлена на театральных подмостках, став одной из жемчужин русского комедийного репертуара. В книге «Театральное эхо» известный литературный критик Владимир Лакшин назвал ее политической комедией с глубоким социально-философским смыслом. По его словам, Островский написал памфлет, обличающий общество, в котором процветали глупость и пошлость.

В. Перов. Портрет Островского

В. Перов. Портрет Островского

Используя психологический гротеск, драматург показал, как ловко молодой человек по имени Глумов одурачивал богатых и влиятельных людей, делая карьеру. По социальному лифту он поднимался стремительно с помощью обмана, подхалимажа и любовной интрижки, хотя был по-настоящему талантлив и умен и в тайне от всех высмеивал своих благодетелей – глумился над ними в личном дневнике.

Поиски денежного места и богатой невесты уже почти увенчались успехом, если бы не коварство оскорбленной и ревнующей женщины. Молодой карьерист легко лавировал между консерваторами и либералами, но двойная любовная игра у него пока не получилась.

 

На всякую драму довольно любви

Любовь в пьесах Островского играет важную роль, а иногда и ключевую. Однако счастливой ее не назовешь.

Из биографического исследования того же Лакшина мы узнаем, что в жизни самого драматурга было две жены: одна гражданская, потому что в юности отец не разрешил ему жениться на любимой девушке, а со второй он обвенчался уже в зрелые годы. Была еще роковая любовь к актрисе, для которой он написал роль Катерины в «Грозе». Но эта тайная страсть обернулась страданием – возлюбленная лишь слегка и недолго была им увлечена, а потом безумно влюбилась в купеческого сына, который обобрал ее до ниточки и очень быстро бросил. Возможно, эту историю, а не только русскую народную сказку о девочке, слепленной из снега,  имел в виду Островский, сочиняя свою «Снегурочку». Не случайно в этой пьесе романтичная, но холодная красавица сначала не может полюбить по-настоящему, а потом тает от всепоглощающей любви.

«Снегурочка». Фрагмент картины Васнецова

«Снегурочка». Фрагмент картины Васнецова

И всё же окончательно растаять ей не пришлось – в XX веке Снегурочка превратилась в новогодний бренд.

 

На всякие речи довольно простоты

Да и многие другие персонажи пьес Островского (хоть и не такие сказочно прекрасные, а чаще всего совсем наоборот) тоже до сих пор не теряют актуальности. Встречаются не только на сцене, но и в обычной жизни. Олицетворяют какие-то проблемы, проклятые вопросы, не самые лучшие явления российской действительности. И глумовщина – одно из таких типичных явлений. Не случайно же создатели спектакля «Мудрецы» перенесли действие пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» в наши дни.

Персонажи Островского. «Мудрецы». Сцена из спектакля. Фото из архива Театра «На Литейном»

«Мудрецы». Фото из архива Театра «На Литейном»

Но главная фишка постановки в том, что при этом сохранился неизменным текст Островского, и он не диссонирует с нынешним временем. Это удивительно, насколько речи героев, написанные 155 лет назад, просто, четко и по-современному звучат сегодня в исполнении актеров Театра «На Литейном». Александру Николаевичу наверняка бы понравилось.

Афиша важных театральных и концертных событий Петербурга : по ссылке…

Предыдущая статья

Михаил Шуфутинский. Юбилейный концерт

Следующая статья

Моноспектакль «Государь» премьера