Город и горожанеИсторияКультураПетербург

Падающий памятник Александру Блоку в Петербурге

Памятник Александру Блоку в Петербурге. Блок идет по улице в тоске и против ветра

Падающий Блок произвел культурный шок

Странный памятник Александру Блоку появился этой зимой на улице Декабристов рядом с его последней квартирой. И сразу вызвал яростные споры. Одним пришелся по душе его необычный символизм, другие назвали этот памятник глумливой падающей глыбой и даже культурной диверсией скульптора Евгения Ротанова.

 Текст: Светлана Мазур

Фото: Наталья Шкуренок

Памятник Александру Блоку, на улице Декабристов

 На ногах не стоит человек

Художественные достоинства и недостатки памятника Блоку каждый оценивает по своему вкусу, а вот насчет его концептуального решения многие пришли к единому мнению. Глядя на поэта, которого как будто бы ветер сбивает с ног, сразу вспомнили начало его поэмы «Двенадцать»:

«Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек…»

Блок написал эту поэму в январе 1918-го, и ветер в ней  – не просто поток воздуха, а стихия революции. В общем, большинством голосов народ решил, что памятник Блоку олицетворяет печальный образ поэта в вихре революции. Это выяснил журнал «На Невском» в результате стихийного опроса петербуржцев и гостей нашего города прямо у монумента.

Правда, строчка «На ногах не стоит человек», естественно, стала поводом для шуток типа: «истина в вине». Вообще, хорошо, когда художественное произведение никого не оставляет равнодушным, а сетевой юмор тут же превращается в городской фольклор: «Блок, улица, наклон, комменты, все те же дрязги. Не стой, дурак, под монументом без каски». Вот про дрязги – прямо в точку.

Блок страшных лет России

Памятнику от критики ни холодно ни жарко. А каково было живому Блоку, когда после выхода в свет поэмы  «Двенадцать» началась его публичная травля. Обвинения сыпались из противоположных политических лагерей: одни называли поэта чуть ли не большевиком, воспевающим переворот, а другие – политиканом, издевающимся над революцией. Горький, например, по словам Корнея Чуковского, сказал Блоку о его поэме: «Это самая злая сатира на все, что происходило в те дни». «Неужели сатира? – удивится Блок. – Едва ли».

Чуковский работал в то время вместе с Блоком в издательстве «Всемирная литература», часто с ним общался и оставил очень значимые для нас воспоминания. Например, о том, что политические разногласия не мешали Блоку любить и ценить своих старых друзей. Из-за поэмы «Двенадцать»  он подвергся бойкоту Мережковского и Гиппиус, но как-то раз, проезжая в трамвае неподалеку от их квартиры, сказал: «Зайти бы к ним, я люблю их по-прежнему». Между прочим, именно Зинаиде Гиппиус Блок в 1914-м посвятил стихи с хрестоматийными строчками: «Мы – дети страшных лет России – забыть не в силах ничего».

памятник Александру Блоку голова крупно

Есть ли у скульптуры портретное сходство, мнения разделились

А вот еще одно свидетельство Чуковского о Блоке: «Однажды в Москве – в мае 1921 года – мы сидели с ним за кулисами Дома печати и слушали, как на подмостках какой-то “вития”, которых так много в Москве, весело доказывал толпе, что Блок как поэт уже умер… Блок наклонился ко мне и сказал: “Он говорит правду: я умер”».

Политическая буря в жизни и в искусстве

Он действительно перестал писать стихи после «Двенадцати» и «Скифов», которые появились в январе 1918-го. Только завершил поэму «Возмездие» – и всё. Страшная тоска в нем поселилась – возможно, из-за травли соотечественников, но скорее – из-за разочарования в революции, которая не оправдала его надежд, оказалась не той, о которой он мечтал, не превратила в красоту уродство жизни.  И то и другое отразилось в его  «Записке о “Двенадцати”» 1 апреля 1920 года: «…те, кто видит в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, будь они враги или друзья моей поэмы. Было бы неправдой, вместе с тем, отрицать всякое отношение “Двенадцати” к политике. Правда заключается в том, что поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства <…>. Посмотрим, что сделает с этим время. Может быть, всякая политика так грязна, что одна капля ее замутит все остальное; может быть, она не убьет смысла поэмы; может быть, наконец, – кто знает! – она окажется бродилом, благодаря которому “Двенадцать” прочтут когда-нибудь в не наши времена. Сам я теперь могу говорить об этом только с иронией; но – не будем сейчас брать на себя решительного суда».

Памятник Александру Блоку, на улице Декабристов

Художественные достоинства и недостатки памятника каждый оценит по собственному вкусу

Политика, как выяснилось, не убила поэзию: поэма «Двенадцать» стала венцом творчества Блока. А настоящий памятник он сам себе, как и Пушкин, воздвиг нерукотворный. Кстати, после трехлетнего молчания в феврале 1921-го Блок все же написал свои последние стихи. Они посвящены Пушкину и в них есть такие строчки:

«Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай мне руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!»

 

Культурные и исторические достопримечательности Петербурга : по ссылке…

Предыдущая статья

Музыкальная комедия «Королевский бутерброд»

Следующая статья

Сергей Волчков концерт в «Октябрьском»