Оскар!!!
Оскар 2018
Текст: Марина Гончарова
Все фильмы, получившие в этом году премию «Оскар», необыкновенные. Каждый из них необыкновенен в своем роде – сценарий, режиссура, игра актеров, операторская работа, музыка. И все они – о самоидентификации и толерантности. При том, что каждый из них – только один частный случай, история, ограниченная во времени. Тот, который поднялся до обобщения и символа, стал лучшим фильмом и получил Гран-при.
И это «Форма воды» (Shapes of Water) Гильермо дель Торо. Несмотря на скандальность ситуации с обвинениями в плагиате, на мой взгляд (и, выходит, не только, на мой) необоснованными. Режиссер «Лабиринта Фавна» по своему признанию был вдохновлен еще в детстве голливудским фильмом 1954 года «Тварь из черной лагуны» (Creature from Black Lagoon), в 2017 году он пытался снять ремейк, но не получил согласия студии. И хорошо. Потому что, несмотря на детали образов, явно заимствованные из этой картины, наконец-то его одиннадцатый полный метр впервые получился взрослым. Он больше почти не избавлялся от своих детских страхов, а говорил «о доверии, о непохожести, о сексе, о любви, о том, к чему мы движемся».
Магия фильма – во всем, блистательна вся киногруппа. Более всего волшебен конец, когда ты понимаешь – но, может, не веришь – что шрамы, по три с каждой стороны горла героини Салли Хокинс, жабры. Ну не махровые жабры саламандры как у главного монстра, которые завиваются в радужные кудри, а нежные, неразвитые девичьи жабры, однако оба дыхательных органа одной природы. И это все ставит на свои места, переворачивая с ног на голову, и поэтому надо прямо сейчас вернуться к началу и смотреть новыми глазами.
Кстати, говорят, Даг Джонс, игравший роль амфибии, героически переносил многие часы съемок в латексе и в воде. А вообще, 60-е годы, маленький американский городок, уборщица (пусть и в важной государственной лаборатории) ходит в туфлях на шпильках и живет в отдельной квартире. Нам и не снилось.
В русской прессе гуляет гипотеза о том, что фильм получил премию за концентрированную толерантность: немая героиня, ее чернокожая подруга, ее друг-сосед – стареющий гей, русский шпион-еврей и как антитеза – охотник на амфибию белый мужчина-шовинист. Гипотеза не лишена правдивости, но главное-то не в ней. Главное – в любви, через которую мы познаем себя и меняемся, меняем свою жизнь, становясь способными на все ради любимого существа.
Короче – 4 «Оскара»: лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая музыка и лучшая постановка. Затем – обвал других премий: «Золотой лев», BAFTA, “Золотой глобус», премии Гильдии продюсеров, кинокритиков и еще много.
Далее. Лучшая женская роль – Фрэнсис Макдорманд, «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури» (Three Billboards outside Ebbing, Missouri) и лучшая мужская роль – Гэри Олдман в роли Уинстона Черчилля, «Темные времена» (Darkest Hour), очень похожи. Потрясающая виртуозность игры, страстность, огромная общественная значимость, способность бороться за безнадежное дело, выходя при этом за рамки приличий (прямо по Черчиллю: «Безнадежное дело – единственное, за которое нужно бороться») и несомненный гуманистический месседж. Необыкновенные виды сверху в «Темных временах», и необыкновенное количество человеческих историй, соединенных сюжетом, в «Трех биллбордах».
Впечатляют фильмы «Тоня против всех» (I, Tonya) с прекрасной Марго Робби о крутых поворотах судьбы знаменитой фигуристки Тони Хардинг, «Зови меня своим именем» (Call Me Your Name) Луки Гуаданьино с восходящей звездой Тимоти Шаламе о романтике и физиологии юности, «Призрачная нить» (PHantom Thread) Пола Тома Андерсена с великим Дэниэлом Дэй Льюисом, нашедшим свою музу и себя, «Дюнкерк» (Dunkirk) Кристофера Нолана о трагическом начале Второй мировой войны в Соединенном королевстве на примере одной яхты, одной группы солдат, одного звена самолетов, с мучительными медленными съемками пространства, «Фантастическая женщина» (A Fantastic Women) в стиле документального кино об отчаянной смелости в защите своего выбора (трансгендерную женщину играет трансгендерная актриса). Все эти фильмы получили также награды кинокритиков и премии на других кинофестивалях.
Что можно сказать о современном русском кинематографе? Что он отражает ментальность русского общества, которая все более теряет масштабность и благородную сложность, и это печально. Как мне кажется, одним из подтверждений моего радикального заявления служит дело адаптации оригинальных названий фильмов для русского проката. Каким-то фильмам везет, например, «Форме воды». Но так везет не всем. «Темные времена» – это на самом деле «Темнейший час», не одно и то же, правда же, или «Тоня против всех» на самом деле «Я, Тоня». Или вот вместо «Зови меня твоим именем» предлагается «Зови меня своим именем». И случаев, гораздо более курьезных – море. Честно говоря, не понимаю, к чему эти словесные, часто сентиментальные, шаблонные приукрашивания, которые уводят от темы и смысла фильма. И с сожалением предполагаю, что причина и следствие слились в одно целое, а фокусы прокатчиков слились с ожиданиями публики. Sic.
Оскар 2018