На проспекте Славы под звездами
Долгая история трех станций пятой ветки СПб метро завершилась, не прошло и 22 лет. «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» – от станции глубокого заложения с однопутным тоннелем к станциям мелкого заложения и наземного типа с двухпутным тоннелем, технологическая новинка в России. Поезда в тоннелях несутся гораздо быстрее, чем на других ветках и даже на других участках этой ветки. Просто мчатся, мчатся и мчатся.
Поскольку иностранные туристы сравнивают петербургское метро с музеем, то самое музейная станция в вышеназванной тройке «Проспект Славы». Хотя слава тут привязана к топонимике среды вокруг станции, и в целом ее картина сложилась сильно эклектичной. Мозаичные панно про героев-пожарных времен Второй мировой войны, про военные подразделения в Афганистане, принты в вестибюле про исторические этапы славы России, начиная с Российской империи. Летом случился скандал – Метрострой не выкупил панно с «афганцами» из-за бюрократии счетов, и создатели выставили его для продажи на сайте Avito, но в конце концов все утряслось. Фантастически смотрится (и чувствуется) спуск на эскалаторе, неожиданно глубокий, крутой, воронкообразный, весь белый и сияющий, просто попадаешь в футуристический фильм. Такая конструкция эскалатора – сначала несколько пологая а потом бац! – и резко вниз. Американские горки.
«Дунайская» по музейной градации, скорее, галерея современного искусства. Синий речной аквамарин задает тон – колонны украшены типа волной поверху, витражи на стене, разделяющей два пути, с видами европейских городов Дуная. Интересный дизайн – в стене не только витражи, но и такие же шестиугольные отверстия, в которые видны синие колонны противоположной платформы. Павильоны, кстати, обеих станций стеклянные, вполне себе типовые и скромные.
«Шушары» решили художественным остеклением не нагружать в целях уменьшения затрат. Но здесь есть другая фишка. Солнце. Наземная станция крытого типа, самая южная в Петербурге. Выходишь из поезда и сразу выходишь в двери на солнце и видишь золотую рощу вдалеке. Станция окружена автозаводами, поэтому художественно остеклять собирались автомобильной тематикой, но не судьба, видно. Зато павильон раскинулся не типовой, а особенный, благо места вокруг много. Ну и внутри сложился такой приятный современный утилитарный дизайнерский минимализм. И без панно неплохо. Пока ждешь поезда, можно через практически стеклянную внешнюю стену смотреть на живую природу, на небо, на дорогу, на людей.