Блоги #NaNevskom

Между Дейнекой и Самохваловым

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото: Марина Гончарова

В этом году двум певцам ранней и зрелой советской реальности и телесности в визуальном искусстве, а именно Александру Дейнеке и Александру Самохвалову, исполняется 120 и 125 лет со дня рождения соответственно. ЦВЗ «Манеж» демонстрирует двойную экспозицию произведений художественных гигантов (оба – монументалисты в том числе) во всем многообразии их талантов и идеологических взглядов. Глазам зрителей представлена эпохальная картина восторгов и заблуждений двух выдающихся русских художников первой трети-середины XX века.

Гимн обнаженным телам как объектам физической культуры (и даже объектам желания) Дейнека и Самохвалов начали петь уже в 1930-е годы, когда партия наметила путь создания нового человека через массовость спорта. В 1920-е же годы оба рисовали прямолинейно политизированно, идеологически выдержанно и очень злобно. Дейнека к тому же увлекался карикатурой, что впоследствии не лучшим образом сказалось на его романтизированной живописи. Но вот советские женщины взялись осваивать мужские профессии – водить трактора, строить метро, метать молоты и так далее. И вот они уже новые модели. И Дейнека, и Самохвалов рисуют тестостерон в женском обличье, однако у каждого свой процент.

Дейнека упрямо продвигает исчезающий тип, близкий именно женской телесности, феминный – узкие плечи, широкие бедра, узкие лица с тонкими чертами, длинные шеи, туфельки, платья, шелковые чулки. Хотя все с комсомольским и спортивным задором. Короче, нежные европеянки советского бытия. Самохвалов же гиперреалист, ученик Петрова-Водкина. Он рисует тех, кто наступает на пятки феминам здесь и сейчас. Широкие лица, обветренные губы, мощные короткие шеи, широкие плечи. При этом его производственницы и спортсменки имеют пропорции, принятые в академической живописи, он же так или иначе выпускник Академии художеств. И его зачем-то сравнивают с Микеланджело, творчеством которого он увлекался в молодости. Но во-первых, титан Возрождения изображал почти всегда мужчин, преимущественно голых. Во-вторых, это просто не сравнимо по силе воздействия.


И, кстати, по поводу обнаженной натуры. Дейнека рисовал много ню, в том числе в мастерской с натуры. Самохвалов рисовал в основном более-менее одетых людей и с натуры вообще не рисовал, только по памяти, по эскизам. Дейнека предпочитал пленэры, Самохвалов – цеха. А так оба наблюдали пляжи, спортивные соревнования, парады, танцевальные шоу. Это и было их визуальной пищей. Кстати, пуританским СССР стал гораздо позже. А сразу после революции стало набирать обороты движение «Долой стыд!», в рамках которого по улицам городов, особенно столиц, маршировали толпы совершенно голых людей обоих полов с соответствующими транспарантами. К 1930-м годам типа социальный нудизм перешел в спорт и визуальное искусство. Такая раскрепощенность масс, поддерживаемая государством. Вот знаменитая картина Дейнеки «За занавеской» 1933 года, проданная на аукционе MakDougall^s анонимному покупателю в 2015 году за 2,5 млн фунтов стерлингов, и это в принципе порнография. Что не помешало Дейнеке стать профессором и получить все престижные советские звания и награды – Народный художник СССР, Ленинская премия, 2 ордена Ленина, Герой социалистического труда и так далее. Самая известная его работа – голые «Будущие летчики», вид со спины.

Самая известная картина Самохвалова, конечно, «Девушка в футболке», которая в 1937 году получила золотую медаль на Международной выставке в Париже. Кстати, тогда же он получил 2 Гран-при – за панно Советского павильона «Советская физкультура» и иллюстрации к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. Противостояние двух школ – московской и ленинградской, Дейнека жил и умер в Москве, а Самохвалов жил и умер в Ленинграде. Экспозиция между тем – чистый квест. Деление на разделы достаточно условно, каждый раздел – не персонален, а на двоих. Один художник вторгается в пространство другого и наоборот, они как бы переопыляются, и нужно не терять нить Ариадны и очень внимательно читать этикетки «кто есть кто». Хотя, как я понимаю, цель, прежде всего, состоит в демонстрации слепка времени, выполненного известными мастерами визуального искусства. Что касается самих мастеров, они оба много и успешно экспериментировали с формой и содержанием. Но лично мне кажется, что Самохвалов вырвался вперед, в дигитальность XXI века и среди технологий не потерялся.

Предыдущая статья

Владимир Познер творческий вечер «Прощание с иллюзиями»

Следующая статья

Есть ли противопоказания к МРТ гипофиза?

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*