Год за годомИсторияКультураОбразованиеПетербург

Люблю тебя, дочери Петра творенье!

Текст: Светлана Мазур

Ни один дворец в мире не слышал столько искренних признаний в любви, как наш Аничков. А в эти дни поток просто зашкаливает – дворец отмечает юбилей. 12 февраля 1937 года его подарили детям, и с тех пор там, на углу Невского и Фонтанки, произрастает будущее. 80-летие Дворца творчества юных – наш фирменный петербургский праздник, но отмечать его будут даже в космосе.

Аничков-дворец.

Почему именно Аничков в 1937 году стал Дворцом пионеров? Конечно же, не случайно. С самого начала он был особенным и опережал свое время. Стал самым первым монументальным зданием на будущем Невском проспекте. Это Елизаветадочь Петра I Елизавета в 1741 году повелела построить у Аничкова моста каменный дворец «по учиненным от архитектора Земцова прожектам». И подарила его своему фавориту Алексею Разумовскому,красавцу с удивительным голосом. Однако прежде чем стать графом Разумовским, он был пастухом и звали его Алешка Розум. Он убежал от отца, который чуть не зарубил его топором, за то что парень пристрастился к чтению. Не имея никакого образования, первый хозяин Аничкова дворца был умен, стремился к просвещению и дружил с первым русским профессором Василием Ададуровым и поэтом и драматургом Александром Сумароковым.

В XIX веке Аничков стало принято дарить на свадьбы наследникам престола. В красивом и уютном дворце будущие цари были молоды и счастливы. Помимо балов, здесь проводились закрытые вечера, куда приглашались самые интересные, талантливые люди Петербурга. Здесь создавались картины и музыка, был свой оркестр, здесь устроили первую новогоднюю елку для детей и презентацию кинематографа. Будущий Николай I называл этот дворец Аничковым раем, а когда у него родился наследник, мечтал вырастить его прежде всего человеком с развитым умом и красивой душой. Не случайно наставником будущего Александра II стал поэт Василий Андреевич Жуковский, который даже поселился в Аничковой усадьбе.

Андрей Борисенко, летчик-космонавт, Герой РссииЗакачаны в планшеты космические карты

Преподаватель Жуковский и сейчас очень популярен во Дворце творчества юных. Правда, зовут его Валерием Филипповичем и он научный руководитель

Юношеского клуба космонавтики. Не поэт, а ученый, но тоже неисправимый романтик.
Юношеский клуб космонавтики появился во Дворце после полета Германа Титова и носит его имя. Но и когда космонавты вышли из моды, он не закрылся, потому что всегда славился отличным оборудованием, высокими технологиями и интересными задачами. Вот сейчас, например, здесь обзавелись Центром связи с космическими аппаратами и хотят проверить эту связь, пока выпускник клуба Андрей Борисенко в космосе.

Летчик-космонавт, Герой России Андрей Борисенко в эти дни совершает уже второе космическое путешествие – работает на МКС, а когда-то в детстве занимался в дворцовском клубе, тренировался на специальных спортивных снарядах в Академии гражданской авиации. Отсюда началась его звездная дорога, и, конечно, он поздравит Дворец со своей космической высоты.

Многие выпускники Дворца добились в жизни высот: певица Елена Образцова, режиссеры Лев Додин и Алексей Учитель, математик, лауреат Филдсовской премии Станислав Смирнов и министр транспорта Максим Соколов. Список знаменитостей громадный, а из молодых стоит назвать актера и режиссера Александра Молочникова, 24-летнюю звезду МХТ имени Чехова. Того самого, что поставил «Бунтарей», оригинальный музыкальный спектакль, где декабрист начитывает в стиле рэп одну из песен Кинчева, а Маркс, Энгельс и Бакунин поют: «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли».
Александр Молочников – выпускник Аничкова лицея.

Аничков-лицей-в-Сервизном-корпусе

Школа – это жизнь, а не эксперимент

Аничков лицей – средняя общеобразовательная школа при Дворце творчества юных. В ней учатся школьники с восьмого по одиннадцатый класс. Открылся лицей в 1989 году в Сервизном корпусе, где когда-то красовалась уникальная коллекция фарфора и хрусталя. Школьники, конечно, не хрустальные, но тоже тонкие штучки и хрупкие души, как и положено подросткам. Главное – аура уникальности сохранилась.

Здесь нет звонков, вместо дневников зачетки, любым гаджетам предпочитают тетрадки, доски, мел. К директору не вызывают. «А зачем? – удивляется директор. – Если мне нужен ученик, я сам к нему приду».

Директора зовут Николай Федорович Трубицын. В его честь лицеисты назвали одну из звезд в созвездии Стрельца.

– Николай Федорович, так в чем же уникальность Аничкова лицея?
– Наша школа общеобразовательная с большой буквы О. Вот и вся наша особенность.

– А с каким вы уклоном?
– Ни от каких предметов мы не уклоняемся, все даются на высоком уровне. Каждый школьный предмет работает на целостное формирование мышления, поэтому все они важны. А ранняя специализация коверкает мышление.

– Каким образом?
– В школьном возрасте специальные способности развиваются за счет общих. То есть человек становится заложником туннеля, в который попадает. Есть дети, которые от рождения имеют специфическое мышление. Скажем, те же математики. Для них существуют специализированные школы. Но большинство детей другие. Все профильные структуры мышления должны развиваться после 17 лет. Отсутствие гуманитарного образования у физика делает его в перспективе ущербным в физике. А изучая в университете философию, наши выпускники страдают от отсутствия математики: мы неполноценно мыслим, говорят.

– Но у вас есть какие-то экспериментальные программы?
– Школа – это жизнь, а не эксперимент. Мы не ставим экспериментов на учениках, работаем по обычной школьной программе, по обычным учебникам. Важно, что знает и умеет учитель. Он ключевая фигура. Он должен прийти в класс с общекультурной картиной мира, в которую вкраплена тема урока.

– Почему у вас гаждеты не в чести?
– Сейчас модно вывесить на экране текст и делать вид, что ведешь урок. У нас работают по старинке: с мелом, с тетрадкой. А гаджеты все быстренько отлетают в сторону, потому что либо вранье из них идет, либо расчеты оказываются некорректными.

– В Аничков лицей всегда большой конкурс. Вы отбираете самых способных?
– Мы принимаем только тех, кто хочет и любит учиться. За суперспособностями не гонимся. Природа чем-то щедро одарила каждого ребенка, а дело школы – эту одаренность выявить. Мы не сортируем детей, а если сравниваем, то не друг с другом, а каждого ученика с самим собой: как он меняется, как развивается. Я всегда говорю: вы пришли в школу, чтобы сделать все ошибки, какие только возможно. Рядом с вами учитель, он вас поправит.

– Так у вас легко учиться!
– Учиться должно быть сложно. Мы специально формулируем сверхзадачи, если ребята добрались до задачи. В другой ситуации им скучно.

– Ваш лицей все чаще называют школой будущего. А чем отличаются ваши ученики от других школьников?
– Наши ученики – заложники непрерывного процесса самообразования. Они никогда не теряются, если чего-то не знают, и полноценно включаются в любую деятельность, потому что умеют учиться. При встрече на Невском или на Монмартре, где угодно, наши выпускники часто начинают разговор со слов: «Николай Федорович, я понял…» Такое впечатление, что не было этих пяти или десяти лет разлуки, и наш мысленный диалог не прерывается.

***

Николай Федорович, мы поняли: Аничков лицей – логическое продолжение Дворца творчества юных, а гармония мышления – это наше будущее. Раннюю специализацию оставим вундеркиндам. Ну и роботам.

Предыдущая статья

«Житие Кота Филимона», выставка

Следующая статья

«Зеленый остров», пространство для малышей