Год за годомИсторияМестаНовостиПетербург

Катальная горка и 3D-аттракцион

Катальная горка: царский павильон и 3D-аттракцион

Павильон «Катальная горка» после реставрации перекрасился

В Ораниенбауме после многолетней реставрации открылся павильон «Катальная горка» – единственный сохранившийся в России памятник  подобных увеселительных сооружений XVIII века. В этом году Катальная горка отмечает свой 260-й день рождения, и масштабная реставрация вернула ее интерьерам и фасадам облик здания в стиле барокко.

Текст и фото: Наталья Шкуренок

Катальная горка: царский павильон и 3D-аттракцион

 Эх, прокачу!

Катальная горка, выдающийся памятник не только архитектуры, но и инженерной мысли, была построена итальянским архитектором Антонио Ринальди во второй половине XVIII века. Все сооружение представляло сложную инженерно-техническую конструкцию: один прямой, три волнообразных деревянных ската, три колеи – центральная для катания, боковые для подъема колясок.

Катальная горка

Цокольный этаж и макет Катальной горки

Специальные коляски для этого развлечения по проекту Ринальди соорудил знаменитый русский ученый, механик и скульптор Андрей Нартов – в виде триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей. Длина трассы составляла почти 530 метров, спуск начинался на высоте в 20 метров, на террасе дворцового павильона.

Вид с веранды, откуда начинался спуск

Здесь круглый год катались члены императорской семьи, их фавориты и гости. Задумана стройка была еще при императрице Елизавете в конце 1750-х годов, а завершилась уже при Екатерине II, в середине 1770-х. Екатерина очень гордилась этим невиданным в Европе аттракционом. И когда в Ораниенбаум приезжали иностранные гости, их всех непременно приводили в павильон «Катальная горка», устраивали им здесь парадные обеды и, конечно, предлагали прокатиться.

Парадный зал

Правда, не у всех хватало на это смелости – коляски разгонялись до огромной скорости, деревянные конструкции не внушали уверенности в их надежности. Тем более что никакой страховки на трассе в те времена не было. В общем, надо было быть либо очень смелым, либо совершенно беспечным человеком, чтобы рискнуть промчаться в маленькой коляске с деревянными колесами по деревянному настилу прямо до большой поляны на берегу пруда. Недаром именно отсюда еще в XVIII веке пошло по Европе выражение «русские горки» – как обозначение безоглядной  готовности рисковать жизнью ради острых ощущений.

Уникальный памятник искусства барокко

Катания продолжались до 1801 года. А потом гигантская деревянная конструкция буквально затрещала по швам, начала разрушаться, и катания прекратились. К 1813 году колоннада развалилась, в середине XIX века катальную трассу разобрали, но павильон сохранился до наших дней.

После революции Катальную горку, как и многие другие сооружения дворцово-паркового комплекса Ораниенбаума, отдали под конторы и склады. В 1930-е годы ее использовали для хранения зерна, из-за чего уникальные интерьеры серьезно пострадали. Заметные повреждения павильон получил и в годы войны. Лишь в 1959 году он открылся как историко-художественный музей.

Цокольный этаж и световая инсталляция

Даже без катальной трассы сам по себе павильон – интересный памятник искусства барокко, каждый интерьер которого уникален. Роспись, лепку и позолоту в Круглом зале выполняли русские и итальянские мастера, работавшие в то время в России, – живописцы Серафино Бароцци и Стефано Торелли, штукатурных дел мастера Гаэтано Спинелли и Альберто Джани.

Полы в павильоне представляют особый интерес. Они покрыты искусственным мрамором светлых оттенков голубого, розового, зеленого цветов. Это единственный сохранившийся с XVIII века в России пол из искусственного мрамора!

Пол из искусственного мрамора

В Фарфоровом зале размещена скульптура, выполненная мастерами Мейсенской мануфактуры специально для этого интерьера по моделям скульптора Иоганна Кендлера.

 Подлинный цвет прошлого времени

Десять лет назад было принято решение закрыть павильон для масштабных реставрационных работ. Как рассказала Елена Макашова, хранитель музейных залов Катальной горки, реставрировать пришлось буквально все – от крыши до подвалов. Была восстановлена кровля, балюстрада террасы, укреплены конструкции, защищающие постройку от осадков. Пришлось даже поменять цвет всего фасада.

Катальная горка

Балюстрада

– Многие годы Катальную горку видели бирюзовой, но, как выяснили реставраторы, ее подлинный цвет – голубой, – объяснила Елена Макашова. – Это подтвердили архивные данные и исследования специалистов. Теперь павильону вернули историческую окраску. Кстати, такой же цвет мастера XVIII века использовали и при работе в интерьере. А вот оригинальный розовый цвет для окраски интерьеров найти не удалось, и было принято решение повторить оттенок с сохранившегося рисунка на полу.

Штукатурный кабинет

Особое внимание специалисты уделили восстановлению уникальных полов из искусственного мрамора.

– К счастью, полы из искусственного мрамора были выполнены итальянским мастером Гаэтано Спинелли в 1760-е годы на очень высоком техническом уровне, – рассказала Татьяна Сясина, хранитель ГМЗ «Петергоф». – Даже в годы войны полы сохранились в Круглом зале и в Штукатурном кабинете. Теперь мы сделали на них специальное покрытие, которое позволит сохранить их как можно дольше, несмотря на поток туристов.

 Возвращение блудного слона

Фарфоровый кабинет в павильоне «Катальная горка» можно назвать настоящей жемчужиной коллекции Ораниенбаума. На расписных стенах кабинета устроены полочки-консоли с кронштейнами в виде фигурок диковинных обезьян и «заморских» птиц. На этих консолях стоят фарфоровые фигуры и целые скульптурные группы, в аллегорической форме прославляющие победу России в русско-турецкой войне. Все фарфоровые фигуры были выполнены немецкими мастерами в единственном экземпляре специально для Ораниенбаума.

Кухня

Но после революции и в годы войны часть этих фигурок была утрачена. Сотрудники музея многие годы искали на разных аукционах и в каталогах продаж следы утерянных вещей. И недавно им повезло – в одном из каталогов они увидели свой фарфор.

– В нашем хранении давно находилась часть утерянной скульптурной группы «Боевой слон II» – деталь ноги, погонщик и хобот слона, – сказала Татьяна Сясина. – Слона украли еще в годы революции, и вдруг недавно мы увидели его выставленным на продажу. Нам удалось его приобрести, и вот сейчас отреставрированный слон встал на свое место, где не был 170 лет.

Тот самый слон

Посетители Катальной горки увидят в павильоне не только красоты парадных интерьеров, но и кухню. А также цокольный этаж – в нем полностью раскрыта историческая кладка XVIII века, установлены макет катальной горы и коляска, воссозданная по чертежам Антонио Ринальди. А 3D-аттракцион «Катальная горка» позволит посетителям виртуально промчаться по исторической полукилометровой трассе.

 

Самые интересные места города и пригорода, важные события культурной столицы : по ссылке…

Предыдущая статья

Мариинский театр афиша 16–30 июля

Следующая статья

«Судьба в подарок» 21 июля Мюзик-Холл.