Культура

К звездам на крыльях свиньи

Этот девиз, который на латыни звучит так: «Ad astra per alas porci», был на личной печати Джона Стейнбека. Помимо латинского изречения, там был изображен крылатый свин Пигасус. Но Пигасус посещал не только американского писателя. Благодаря художникам свинья находит место не только в наших желудках, но и в наших сердцах.

ПАРАЛЕЛЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Первое, что приходит в голову о свинках в литературе, – три поросенка и друг Винни-Пуха Пятачок. В детской литературе поросята сплошь и рядом. Но свиньи находят свое место и во взрослых книгах…

1. Свинья по имени Императрица вполне себе уютно устроилась в цикле романов и рассказов о Бландингском замке знаменитого писателя-юмориста Пелама Вудхауза (хотя прославил его тандем Дживса и Вустера). Жирная хавронья, чей смысл жизни в том, чтобы набить утробу в 57 800 калорий, конечно, не героиня романов. Но, согласитесь, если в минуты ее трапезы воцаряется благоговейная тишина и если для хозяина Бландингского замка лорда Эмсворта ее хрюканье – сладчайшая из песен, это многое говорит о статусе Императрицы. Случается ей быть и яблоком раздора между сельскими аристократами.

2. Герои «Скотного двора» Джорджа Оруэлла, подняв восстание животных на ферме, стремились к свободе, равенству и братству. Но революция свершается, революционные идеи больше не нужны, и оказывается, что «все животные равны, но некоторые равнее других». Модель тоталитарного государства Оруэлл (его на самом деле звали Эриком Блэром) списал с советской, о которой был наслышан от мужа своей тети, известного эсперантиста Эугено Ланти. Тот в Стране Советов бывал, дико разочаровался и написал книжку «А социализм ли строят в СССР?». Сегодня прототипы (Ленин, Сталин, Гитлер, Керенский) считываются не всеми, но это уже и не важно – антиутопия Оруэлла универсальна.

3. В антропологическом детективе «Отец наших отцов» французский писатель Бернар Вербер выдвинул идею, что один из предков человека – свинья. Иногда идеи, образы и сюжеты к нему приходят во сне. Но в случае со свиньями на Вербера явно повлияла традиционная послеобеденная беседа с кем-нибудь из друзей-ученых. Во всяком случае, писатель серьезно аргументирует свой выбор: обнаружено генетическое сходство свиней с людьми, и только от них мы можем трансплантировать органы. И они очень умны. Но о выдающемся интеллекте свиньи, считает Вербер, мы предпочитаем помалкивать: неудобно же будет есть высокоразвитое существо.

4. Известно, что у чеховской Каштанки был прототип. Был прототип и у Хавроньи Ивановны, «черной, очень некрасивой и очень добродушной свиньи», с которой собака встретилась в новом доме. В те времена на всю Москву гремела слава «ученой свиньи», выступающей в цирке. В одном номере перед свинкой положили газеты, мол, читайте, сударыня. Сударыня от всех газет отказалась, кроме «Московского листка». Увидев это издание, столь любимое градоначальником, свинка «радостно захрюкала, завертела хвостом и, уткнув пятачок в номер газеты, с веселым визгом начала водить им по строкам», – писал в своих «Осколках» Чехов. Номер сдабривался комментарием дрессировщика Дурова: все газеты существуют для людей, «Московский листок» читают лишь свиньи. После этого Дуров был в 24 часа выслан из Москвы.

5. Сосед героини булгаковского романа «Мастер и Маргарита» Николай Иванович – фигура малозначительная. Но трансформация, случившаяся с ним, придала его существованию трагическую осмысленность. Домработница Маргариты Наташа обратила его в борова – за похоть, хотя стоит заметить, что обе дамы спровоцировали бедного пожилого функционера в шляпе и пенсне, зажимающего портфель потными ручонками. Поначалу сосед испугался своему хрюкающему образу, но вернувшись в свой прежний, человеческий облик, заскучал. Оно и понятно: пусть кормили на кухне, но он побывал на балу у Сатаны! И с тех пор жалел, что не остался с нечистой силой и Наташей на том балу, а вернулся в рутину и к опостылевшей жене…

НАСТОЯЩИЕ КИНОЗВЕЗДЫ

Хотя «Спокойной ночи, малыши» не кино, справедливости ради вспомним о вечном Хрюше, которого приглашали на телемост с Америкой, в «Голубые огоньки» и даже на праздник в Госдуму. И отправимся дальше, вспоминая знаменитых кинохрюшек.

1. Первый свой цветной мультик Уолт Дисней снял вовсе не про мыша, а про трех поросят. Об успехе хрюшек говорит то, что песенка «Нам не страшен серый волк» стала национальным хитом. Спустя 5 лет, в 1938 году на экраны вышла «Симфония скотного двора». И хотя формально главный герой ее – петух, ухаживающий за белой курочкой, все внимание приковано к неунывающему поросенку, который безуспешно пытается позавтракать. Пасторальные картинки из жизни обитателей скотного двора под музыку Джузеппе Верди – это очень смешно. Кстати, когда Дисней после Первой мировой вернулся на родину, он устроился рисовать коней, коров и, конечно, свиней для каталога с/х оборудования.

2. Смышленый поросенок Бейб – самая настоящая кинозвезда, две комедии, «Бейб: четвероногий малыш» и «Бейб: поросенок в городе», собрали 300 миллионов долларов США. Бейб упертый парень: хочет сторожить, как его приемная мама овчарка Флай, и добивается звания «лучшая овчарка»! Потом он делает все, чтобы спасти родную ферму от банкротства. В общем, образец для подражания. Но на самом деле Бейб не един – для его создания понадобилось 48 йоркширских поросят, которым гримеры рисовали брови и челку. Между прочим, фильм снял режиссер Джордж Миллер, известный по картинам «Иствикские ведьмы» и «Безумный Макс», а заглавную песню исполнил Питер Гэбриел. Так что к истории Бейба подошли со всей ответственностью.

3. Поклонники Хаяо Миядзаки отлично знают его небесную свинью Порко Россо, пилота из одноименного аниме. Вообще-то, это человек по имени Марко Паггот, который во время Первой мировой войны разочаровался в людях до такой степени, что навлек на себя проклятье: частично превратился в свинью. Стал работать вольным охотником, отгоняя на своем алом гидроплане воздушных пиратов от пассажирских и торговых судов. Убежденный пацифист, он стреляет в двигатели врагов. Любопытно, что во французском дубляже мультфильма Порко говорит голосом Жана Рено. Спустя два года в «Леоне» герой Рено произносит фразу «Свиньи лучше, чем люди», отдавая дань Порко, который потерял человеческое лицо, но сохранил человечес­кую душу.

4. Герой фильма «Окча» не совсем свин. Он генно-модифицированный свинопотам, застенчивый гигант, который наслаждается прыжками по горным озерам и лесам, не подозревая, что скоро пойдет под нож. Спасти Окча от гибели пытается 12-летняя Миджа. В роли главы корпорации, выращивающей «суперсвиней», – Тильда Суинтон. Фильм не просто сказочка вроде «Как приручить дракона»: то, что вначале кажется мимимишной историей дружбы девочки и животного, оборачивается гротескной сатирой на деятельность международных корпораций. Как заметил режиссер Пон Чжун Хо, «нечто подобное может произойти в ближайшем будущем. Ученые непрерывно занимаются эволюцией таких животных… Генно-модифицированного лосося уже вывели».

5. Отечественная анимация тоже внесла свой вклад в чествование свинок, экранизировав истории Валерия Шульжика про поросенка Фунтика. Герой постоянно сбегает от своей жадной хозяйки госпожи Белладонны, заставляющей Фунтика обманывать доверчивых людей. Получив очередную монету, поросенок сетует: «Вот так я обманул одиннадцать мальчиков, пятнадцать девочек и одного очень доброго старичка…» Фильм разошелся на цитаты, самой топовой стала: «Подай­те на домики для бездоомных поросят». Хотя мультик вышел в конце 1980-х, в честь Фунтика по-прежнему называют мини-пигов. После «Закона об информации» мультфильм получил оценку 12+. Что такого взрослого усмотрели в Фунтике, понять невозможно.

Предыдущая статья

Четыре рая

Следующая статья

Как купить недорогое жилье в Санкт-Петербурге?