«В объективе Петербург-2100»Город и горожанеСобытия

Где же паруса на горизонте Петербурга?

Где же паруса на горизонте Петербурга? Правительство Петербурга признало одним из приоритетных видов туризма – яхтенный. Об этом сообщает сайт Комитета по развитию туризма. Какие шансы у нашего города получить статус яхтенной столицы? Что нужно сделать прежде всего?  Журнал «На Невском» побеседовал об этом с Сергеем Медведниковым, директором Альянса частных клубов и командором Северо-Западного водно-моторного клуба.

 

Текст: Анна Позднякова

Фото: из архива яхтенного клуба «Терийоки»

 

Как настроиться на мировую волну

  Яхтсмены говорят: тех, кто «заболел морем», с яхты вынесут только вперед ногами, настолько это затягивает. Как у вас прогрессировала «морская болезнь»?

 – Как можно забыть детские воспоминания о прогулке у залива после большого шторма и берег, по которому разбросаны, словно детские игрушки, моторные лодки… А дальше – серьезнее: впечатления от бескрайней суровой Ладоги у Осиновецкого маяка… Первый выход на парусном катамаране с друзьями. И досада, когда ветер «скис» и вместо дальнего похода получились «ближние шашлыки»… Первый выход под мотором на реке… Все это складывается в единый пазл и остается в душе.

Одним из ярких впечатлений стало понимание того, что моя мечта – заниматься развитием яхт-клуба. Это произошло в 2004 году, я тогда проводил Фестиваль клубного спорта – проект, который, кстати, информационно поддерживал журнал «На Невском». Так вот, после прогулки на роскошной моторной яхте Ferretti я стоял на понтоне и завороженно слушал скрип кранца о причал… и вот этот звук, игра солнца и воды на борту яхты… пазл сложился!

 

sergej-medvednikov

Сергей Медведников давно болеет морем

 

В прошлом году глава Комитета по туризму Сергей Корнеев заявил, что концепция развития яхтинга в Петербурге будет включена в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Что для этого нужно сделать?

 – Известна статистика, по которой в Таллин приходит 10 000 яхт, а в Петербург – несколько сотен. Цифры из года в год немного меняются, но соотношение остается. Дело в том, что многие клубы находятся в достаточно сложном положении. И на Балтике, и на Черном море нам пока далеко до ситуации, когда марины находятся на расстоянии 30 морских миль друг от друга – комфортного семейного дневного перехода на яхте. Для развития водного туризма важно повернуть вспять негативные тенденции, связанные с инфраструктурой.

 

Как элитный яхтинг сделать массовым

Яхтинг позиционируется во всем мире как элитный вид спорта и досуга. Но когда-то в Ленинграде в яхт-клуб мог прийти любой желающий. Что-нибудь осталось от этой уникальной системы?

 – С советских времен в Петербурге остались уникальные яхты, которыми стоит гордиться. Например, замечательные крейсерско-гоночные яхты класса «Л-6», созданные Ленинградской экспериментальной верфью спортивного судостроения. Есть ассоциация этого класса, объединяющая и оберегающая эти яхты, и это достойно всяческого уважения и поддержки.

Ленинград находился в другой стране – Советском Союзе, где были совершенно другие принципы организации спортивной и досуговой деятельности. Сейчас ситуация иная, и все же я не соглашусь с тем, что яхтинг – это элитный вид отдыха и досуга. Это стереотип. Изменилась структура оказания услуг, но многие возможности остались. Например, в Петербурге есть несколько парусных школ (не яхт-клубов, а именно парусных школ, существующих отдельно), которые обладают собственным однотипным флотом и имеют предложения на любой вкус: от фотосессии на борту или выхода в залив на несколько часов до полноценного обучения управления парусной яхтой. Считаю, что эти школы порой гораздо больше делают для «оморячивания» молодой аудитории, чем кто-либо. Одна из них в прошлом году получила грант на ряд бесплатных программ для студентов.

 yahting-ne-takoj-uzh-elitnyj

Яхтинг не такой уж элитный вид отдыха, как многие думают

 

Большая проблема водного спорта – распространение информации. Все возможности заниматься яхтингом и водно-моторным спортом в городе есть – но кто об этом знает? Я пришел к выводу, что не хватает единого морского информационного ресурса. А пока такого источника информации нет, коммуникация нарушена.

 

Как примирить мотор и парус

 – Романтика парусов еще сильна, но не приходят ли им на смену моторные суда? Знаю, что любители парусного спорта и водно-моторного отдыха недолюбливают друг друга. В чем конфликт интересов и как его преодолеть?

 – Романтика парусов всегда будет, она вечна, как этот мир! Просто водномоторники – это другая грань увлечения морской стихией, и это нужно принять. Вся «нелюбовь», которая, увы, временами проявляется, должна быть забыта. Я знаю капитанов, которые в Петербурге имеют катер, но в Средиземном море берут в чартер яхту. Знаю тех, кто владеет и катером, и парусной яхтой. А также тех, кто в юности был парусным спортсменом, а сейчас об этом вспоминает с теплотой, но управляет моторной яхтой. Тех, кто мечтает о парусе, пройдя через водно-моторные увлечения… Все увлеченные водной стихией – равны!

А для налаживания «диалога на воде» важно, чтобы в Морском совете, действующем при правительстве Петербурга, появились представители не только Парусного союза, но и капитаны водно-моторного флота. Должны быть школы, которые учат управлению катером, в том числе и этикету на воде. У нас с этим есть проблемы. Нужны события, которые объединят судовладельцев. Пока этого всего значительно меньше, чем у «романтиков паруса».

Есть и объективные данные. Для сравнения: в городе зарегистрировано 46 000 судов, и, насколько я помню, парусных яхт из них – не более 3–4%. Остальное – это водномоторники! Яхт-клубы, которые сейчас являются коммерческими структурами, живут прежде всего за счет моторных катеров и яхт. Несмотря на это, в городе мало что делается для этой аудитории. Все события – про парус. Яхтенный туризм – тоже исключительно о нем.

А может, у любителей водно-моторного отдыха и нет потребности в клубном движении?

 – Нам на примере яхтенного порта «Терийоки» удалось доказать, что водно-моторные капитаны заинтересованы в общении. Был образован клуб судовладельцев, воссоздана парадная форма яхтсменов по уставу 1914 года.

formy-terijokskogo-morskogo-yaht-kluba-

Современное переосмысление парадной формы «Терийокского морского яхт-клуба» 1914 года

 

В рамках юбилейного для «Терийоки» 2019 года состоялся Морской бал в Кронштадтском морском собрании, проводились водно-моторные квесты, прошла выставка об истории клуба и курортов побережья Финского залива в Российской национальной библиотеке… К сожалению, в прошлом году гавань свой очередной сезон не открыла и будущее ее пока неясно. Однако мы не опустили руки: создали Северо-Западный водно-моторный клуб, поскольку у судовладельцев «Терийоки» появились друзья из других яхтенных портов.

 morskoj-bal-v-kronshtadte-

Морской бал в Кронштадте традиционно открывается полонезом

 

– Сезон навигации в Петербурге и Ленинградской области открыт. Какие яркие события на воде нас ждут?

Давайте закончим на позитивной ноте: в целом в Петербурге в наступившем сезоне планируется много интересного. Например, состоится Международная парусная регата «Балтийский ветер», которая предполагает участие финских яхтсменов, заход в Котку и даже на остров Гогланд. Кроме того, у нас есть надежда на то, что к середине лета в Петербурге появятся новые возможности и по стоянке яхт, которые так нужны морской столице. А еще мы обязательно проведем ставший традиционным наш ежегодный водно-моторный квест.

 

Читайте о яхте последнего россиского императора:
Яхта «Штандарт» и семья последнего российского императора

Предыдущая статья

Альтман: неизвестное об известном

Следующая статья

От этноса до кутюр. Неделя моды в Петербурге