Город и горожанеИскусствоКультурамирНовостиСобытия

Эрмитаж выставка Arsvivendi

Эрмитаж выставка Arsvivendi. Абрахам Брейгель и Давид де Конинк «Цветы среди архитектуры»

Эрмитаж представляет искусство жить роскошно

В Эрмитаже проходит самая красивая выставка этого года – «Arsvivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». 

Эрмитаж выставка «Arsvivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»

Текст и фото: Наталья Шкуренок

В переводе с латыни  arsvivendi означает «искусство жить». Выставка в Эрмитаже рассказывает именно об этом – о том, как украшали свою жизнь голландские купцы, привозившие в Европу XVII века из заморских стран экзотические фрукты, цветы, предметы роскоши.

В Эрмитаже есть даже целый зал картин Франса Снейдерса, на которых изображено богатство и роскошь голландских купеческих лавок – с обилием рыбы, дичи, птиц, фруктов и цветов.

Эрмитаж выставка Arsvivendi. Абрахам Брейгель и Давид де Конинк «Цветы среди архитектуры»

Франс Снейдерс «Фрукты в чаше и разрезанная дыня»

 

Это знаменитые роскошные голландские натюрморты, которым подражали многие художники. Эрмитажное собрание голландских живописцев – одно из самых богатых среди музеев мира.

На выставке представлены 72 картины из государственных и частных собраний Петербурга и Москвы, из них 45 представляет Эрмитаж, 15 привезли из ГМИИ имени Пушкина. В экспозиции приняли участие Центральный военно-морской музей, архив Академии наук, научно-исследовательский музей при Академии художеств, коллекционеры Валерия и Константин Мауергауз и «Центр искусств. Москва».

Франс Снейдерс «Фрукты в чаше на красной скатерти» (фрагмент)

Франс Снейдерс «Фрукты в чаше на красной скатерти» (фрагмент)

Франс Снейдерс – крупнейший мастер натюрморта и художник-анималист первой половины XVII века. Он родился и жил в Антверпене, в центре фламандского искусства. Его отец был владельцем одной из самых крупных таверн в огромном портовом городе. Поэтому Снейдерс с детства видел, как на кухне разделывали дичь и готовили рыбу: натюрмортами с этими изображениями он впоследствии и прославился. Франс был учеником Питера Брейгеля Младшего (Адского), дружил с его братом Яном Брейгелем Старшим (Бархатным). Одним из коллег-современников Снейдерса был Питер Пауль Рубенс, они сотрудничали долгие годы.

 Художественное хвастовство по-голландски

Эрмитаж выставка Arsvivendi. Выставка проходит в Николаевском зале Зимнего дворца. Но начинается она в аванзале: перед малахитовой ротондой размещено полотно «Статуя Цереры», которое в 1615 году написали сразу два художника – Питер Пауль Рубенс и Франс Снейдерс. Такая кооперация у голландских художников была распространена: один писал пейзажи или натюрморты, другой – фигуры людей. Сама статуя на картине стоит в богато украшенной арке, и зрители могут вообразить, что находятся не в помещении, а в саду зажиточного фламандского купца.

Из аванзала зрители попадают в небольшое пространство, что-то вроде кабинета ученого или коллекционера, где собраны редкости. В настоящих кабинетах в Голландии XVII века находились не только сами вещи, но картины, название которых с голландского переводится как «хвастаться» – натюрморты с серебряной и стеклянной посудой, музыкальными инструментами, китайским фарфором, экзотическими фруктами.

Предметы роскоши, привезенные голландскими купцами с Востока: витрина на выставке

Предметы роскоши, привезенные голландскими купцами с Востока: витрина на выставке

На самом деле их у хозяина кабинета не было, но, глядя на картины, он мог вообразить себя владельцем этой роскоши.

 

Средневековая улица в Николаевском зале

 После кабинета посетители попадают на улицу Антверпена – не настоящую, конечно, а воображаемую: Николаевский зал представлен в виде средневековой улицы с уходящими под потолок шпилями готических соборов. И даже свет в зале сделан наподобие церковного – высоко-высоко висят люстры с мигающими красными огоньками, подобными церковным свечам. А вся экспозиция похожа на театральную постановку, рассказывающую историю из жизни Европы, в которой закончилось Средневековье и начинается эпоха Просвещения и барокко.

Средневековая улица в Эрмитаже

Средневековая улица в Эрмитаже

Дело в том, что это концептуальное решение придумали два известных петербургских театральных художника – Юрий Сучков и Эмиль Капелюш.

 

Живая натура натюрмортов

 Но главные экспонаты на этой выставке, конечно же, картины и рисунки самых известных и не очень голландских художников. Здесь представлены две картины с одинаковым названием – «Повар у стола с дичью». Одну написал Франс Снейдерс вместе с Яном ван Букхорстом: первый изобразил битую дичь, второй – решительного повара с большим ножом. Одноименное полотно Пауля де Воса и Якоба Йорданса выглядит помягче: добродушный повар держит в руках зайца, на столе перед ним много разной дичи и омар «на десерт».

Якоб Йорданс и Пауля де Вос «Повар у стола с дичью»

Якоб Йорданс и Пауля де Вос «Повар у стола с дичью»

 

Специально к выставке отреставрирован огромный, 278 на 559 см, эскиз для шпалеры «Охотничьи трофеи»: Абрахам ван Дипенбек рисовал людей, Питер Буль – животных, всего 60 бумажных листов, наклеенных на холст.

Абрахам ван Дипенбек и Питер Буль «Охотничьи трофеи». Эрмитаж выставка Arsvivendi

Абрахам ван Дипенбек и Питер Буль «Охотничьи трофеи»

 

Эскиз происходит из собрания Григория Потёмкина, откуда он и попал в Эрмитаж. На декоративном панно Абрахама Брейгеля и Давида де Конинка «Цветы среди архитектуры» изображен целый гербарий.

Множество цветов представлено в акварелях Марии Сибиллы Мериан из собрания Петербургского филиала архива РАН. В отдельных витринах представлены дорогие ткани, посуда, различные предметы роскоши.

На русский язык натюрморт переводится как «мертвая натура», но у Снейдерса и его современников картины – совсем не мертвая натура, а очень даже живая. Часто на полотнах кроме битой дичи, рыбы и фруктов изображены люди за работой. А еще на них множество живых зверей – собак, белок, воробьев. И особенно кошек: они выглядывают из-под стола, пытаются стянуть у зазевавшегося повара рыбу, запускают когти в птичьи тушки и даже вступают в сражения за добычу с собаками, которых тоже часто можно увидеть на этих картинах. Вероятно, во всем этом многообразии голландские художники и видели arsvivendi – искусство жить.

Предыдущая статья

Шарль Азнавур Концерт-посвящение. Памяти маэстро.

Следующая статья

Премьера спектакля «Разговоры после»