«Эффект Чайковского» 20 сентября
«Эффект Чайковского» У него была чуткая душа гениального композитора
Эффект музыки и личности Чайковского
20 сентября в Малом зале филармонии – музыкально-литературная композиция «Эффект Чайковского». В программе – симфонические произведения самого Петра Ильича, а также разножанровые сочинения отечественных и зарубежных композиторов, с которыми Чайковский был лично знаком или неоднократно соприкасался с их творческим наследием.
«Эффект Чайковского» 20 сентября Малый зал филармонии
Портрет композитора с комментариями
Произведения Чайковского, Моцарта, Россини, Шопена, Верди, И. Штрауса, Глинки, А. Рубинштейна исполнит Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга. Дирижер и автор комментариев – народный артист Республики Бурятия Владимир Рылов. А в центре внимания всех этих комментариев будет личность Чайковского.
Многогранный портрет композитора раскрывается сквозь призму его детских впечатлений и переживаний, а также событий, повествующих о первых свершениях и успехах в профессии. Например, в детстве он страстно полюбил оперу Моцарта «Дон Жуан», а много лет спустя признался: «Музыка “Дон Жуана” была первой музыкой, произведшей на меня потрясающее впечатление. Она возбудила во мне святой восторг, принесший впоследствии плоды… Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту».
У него была чуткая душа гениального композитора, он умел передать своим творчеством самые радостные и самые печальные переживания людей, самые тонкие человеческие чувства. «Я с любовью пытался неоднократно выразить музыкой мучительность и вместе блаженство любви», – говорил он. И это у него получалось удивительно.
Пророчество гения без комментариев
А вот еще одно признание Чайковского: «Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя. Из борьбы добра со злом, из света и тени, словом, из разнообразия в единстве». Это чередование он превосходным образом отразил в своей музыке. Кстати, и вокруг нее не раз разгоралась борьба света и тени.
Сейчас невозможно представить, однако это факт: премьера «Евгения Онегина» в Петербурге имела большой успех у публики, но газеты публиковали совсем другие отзывы. Писали, что главная характерная черта этой оперы заключается в тоскливом однообразии, называли ее произведением несостоятельным и слабым. Утверждали, что арию Ленского «невозможно признать за хорошую музыку», что у Чайковского нет «жилки» оперного композитора. Балет «Щелкунчик» газетные критики тоже бранили: мол, это музыка «разве что для балаганных представлений» и вообще под нее нельзя танцевать.
Конечно, эти критические статьи Петра Ильича не радовали, но с пути не сбивали: «Моя вера в справедливый суд будущего неколебима. Я заранее, при жизни, вкушаю уже наслаждение тою долею славы, которую уделит мне история русского искусства». Эти слова Чайковского – абсолютно пророческие. Как говорится, без комментариев.
Афиша театральных, концертных событий культурной столицы : по ссылке…