Эдуард Артемьев: свой гений среди своих
Эдуард Артемьев. Его музыка отличается каким-то неземным звучанием, но при этом передает самые тонкие оттенки земных мыслей и чувств
4 апреля в «Колизее» – концерт, посвященный творчеству Эдуарда Артемьева. Саундтреки легендарного композитора к фильмам «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Утомленные солнцем», «Доктор Живаго», «Родня» и другим знаменитым картинам, а также фрагмент из рок-оперы «Преступление и наказание» исполнит Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга. Дирижер Игорь Пономаренко.
Эдуард Артемьев 4 апреля в «Колизее», свой гений среди своих
Музыка за кадром решает всё
Фильм «Раба любви» – об актрисе еще немого кино. Но когда в финале трамвай уносит ее в никуда, за кадром звучит изумительно красивая песня «Где же ты, мечта» в исполнении Елены Камбуровой. Написал ее потрясающий композитор Эдуард Артемьев на стихи поэтессы Натальи Кончаловской, между прочим, мамы режиссера фильма Никиты Михалкова.
Он стал музыкальным соавтором, кажется, всех фильмов Михалкова, без его музыки просто невозможно представить михалковские хиты. Страшно подумать, как много бы потерял «Свой среди чужих, чужой среди своих» без знаменитой музыкальной темы Эдуарда Артемьева. Он сотрудничал и с другими знаковыми режиссерами XX века – Андреем Кончаловским и Андреем Тарковским. При этом Артемьев, создавший саундтреки к трем культовым картинам Тарковского («Солярис», «Зеркало» и «Сталкер»), и Артемьев как постоянный творческий партнер Никиты Михалкова – это словно бы два разных композитора. Настолько он был разнообразен в своей гениальности.
Классик, похожий на грустного хиппи
Многие выдающиеся современники Эдуарда Артемьева действительно считали его гением, отмечая при этом его удивительную интеллигентность и необыкновенную скромность. «Композитор настолько же великий, насколько незаметный и скромный», – говорили о нем. А он и в старости, став признанным всеми классиком, был похож на грустного хиппи, вечно юного в душе и вечно в себе сомневающегося.
Он, кстати, с юности чрезвычайно серьезно относился к процессу создания музыки и поиску точной интонации. Характерным для его стиля стал синтез акустического и электронного звучания, проявившийся в начале 60-х годов после знакомства и глубокого изучения возможностей синтезатора. А незадолго до своего ухода в конце прошлого года Эдуард Николаевич закончил реквием, сочинять который начал еще студентом под впечатлением от музыки Стравинского.
«Преступление и наказание» – это рок
Вообще, в творческом наследии Артемьева – произведения совершенно разных жанров: хоровые и инструментальные сочинения, пьесы для фортепиано и электронные композиции, оперы и музыка к спектаклям. И всё же самой популярной и всенародно любимой стала его музыка для кино. Она отличается каким-то неземным звучанием, но при этом передает самые тонкие оттенки земных мыслей и чувств.
Эдуард Артемьев написал музыку к более чем 200 фильмам и 30 театральным постановкам. А сам композитор вершиной своего творчества считал рок-оперу «Преступление и наказание», над которой работал почти тридцать лет. Симфонический фрагмент из нее на концерте в «Колизее» тоже прозвучит.
Афиша важных театральных и концертных событий Петербурга : по ссылке…