«Двенадцатая ночь», что может произойти с Шекспиром
«Двенадцатая ночь», или Что угодно может произойти с Шекспиром в Петербурге
Фрагмент афиши нового спектакля «Драм.Площадки»
В Петербурге на днях случится премьера: молодая и непредсказуемая «Драм.Площадка» поставила знаменитую шекспировскую комедию. Но что в этом спектакле может произойти – одним создателям известно. А они секретов не выдают и только объясняют, что на эту постановку их вдохновило название, которое своему бессмертному сочинению дал Шекспир: «Двенадцатая ночь, или Что угодно». Особенно вторая его часть.
Текст: Светлана Мазур
«Двенадцатая ночь», или Что угодно может произойти с Шекспиром в Петербурге
Наш самый молодой государственный театр
Вообще, «Драм.Площадка» умеет удивлять. Причем с самого рождения. В театральную жизнь Петербурга она ворвалась три года назад, когда заслуженный артист России, режиссер и педагог питерского театрального вуза Сергей Бызгу не захотел расставаться с выпускниками своей мастерской и превратил бывший актерский курс в настоящий театр – игровой, живой и независимый. Под названьем «Драм.Площадка».
Как-то в нашей с ним беседе он признался: «Нам с Галей всегда очень грустно расставаться с учениками, и мечта о своем театре у нас давняя. Так получилось, что она наконец сбылась».
Галя – это известный петербургский режиссер Галина Бызгу и по совместительству жена Сергея Дмитриевича. И так случилось, что театр, который они создали вместе со своими учениками, очень быстро покорил публику самых разных возрастов. На их спектакли стали съезжаться и театралы из других городов. Но самое поразительное в этой истории, что прошлой весной представители Союза театральных деятелей во время заседания Совета по культуре предложили дать «Драм.Площадке» статус государственного театра. Предложение было поддержано, соответствующее постановление подписал губернатор.
Между прочим, не так часто студийные театры становятся государственными – в Петербурге ничего подобного не случалось больше десяти лет. Чтобы понять, почему это произошло именно с «Драм.Площадкой», нужно непременно увидеть ее на сцене.
«Двенадцатая ночь, или Что угодно».
«Драм.Площадка» в своем репертуаре
Спектакли этого театра идут на камерной сцене киностудии «Лендок» – не пафосной и демократичной. Занимаешь свое место в небольшом уютном зрительном зале и думаешь: только бы ничего ужасного на этой сцене сейчас не произошло.
Потому что спектакль называется «Онегин», а всем известно, как с классикой могут обходиться нынешние театральные экспериментаторы. Но как только начинается действие, все опасения тут же улетучиваются.
Представьте себе: на сцене сразу несколько ослепительно молодых Татьян, Онегиных и Ленских постоянно меняются ролями, создавая неоднозначные образы в этой театральной полифонии, рассказывая про любовь и ее ожидание, дружбу и предательство. Они играют пушкинских героев, не меняя ни единого слова романа, но всё происходит будто вчера. В результате Пушкин остается Пушкиным, но лет на двести моложе.
Кроме совершенно удивительного «Онегина» в репертуаре этой талантливой компании спектакли разных жанров. От документального вербатима до волшебных приключений. «Летние комедии» поставлены по чеховским водевилям, «Частный человек» – по стихам Цветаевой и Бродского, «Камера обскура» – по мотивам романа Набокова о роковой страсти. Есть еще Хармс в спектакле «Нетеперь», линдгреновская Пеппи и «Дети проходных дворов vol.2.0» – истории, рассказанные под песни Цоя. Ну и так далее.
Теперь вот появился в афише «Драм.Площадки» и Шекспир.
Всё не то, чем кажется
Премьера самой романтичной шекспировской комедии состоится под занавес сезона – 30 и 31 июля, а потом ее можно будет увидеть уже 13 сентября.
Режиссер спектакля Галина Бызгу сообщила на сайте театра, что Шекспир – один из любимых ее драматургов. А выбрала она именно эту его пьесу, потому что она называется «Двенадцатая ночь, или Что угодно»: а значит, в спектакле может что угодно и происходить. У каждого актера – по три-четыре роли и бесконечная возможность перевоплощаться, удивляя и радуя публику своим по-хорошему актерским хулиганством.
Такую свободу дает создателям спектакля сам Шекспир.
В западной христианской традиции последняя – двенадцатая – ночь рождественских праздников когда-то была особенно ярким и шумным завершающим аккордом, полным веселья, карнавала, розыгрышей и безумных забав. И Шекспир, как гласит история, сочинил эту свою комедию к Рождеству 1601 года, чтобы развлечь королеву Елизавету и ее гостей.
Но дело не только и не столько в развлечении. А в том, что шекспировский сюжет начала 17-го века и сегодня оказывается актуальным. Впрочем, как и всегда.
Ведь начинается всё с трагического для героев пьесы события – страшное кораблекрушение разлучает близнецов Виолу и Себастьяна. Они чудом спасаются поодиночке, и каждый считает другого погибшим. Брат и сестра безутешны в своем горе, но оказавшись в одном городе, вдруг втягиваются в круговорот забавных путаниц и любовных недоразумений, которые заканчиваются счастливыми свадьбами.
То есть идея такая: можно всё потерять – и вновь всё обрести, и понять, что часто всё не то, чем кажется. Ради этого жизнеутверждающего месседжа, по словам режиссера, и поставлен спектакль.






