«Дамбо» прилетел
Одна из долгожданных премьер сезона фильм Тима Бертона «Дамбо» (Dumbo) принята критиками и зрителями неоднозначно – с восторгом и скепсисом. Но вклад в детское кино, которое очерчивает поля добра и зла с очевидностью и без двусмысленности, оценен всеми.
С выхода «Суинни Тодда, демона-парикмахера с Флит-стрит» прошло почти 12 лет. И хотя Тим Бертон снял за этот период несколько картин, они не вызвали потрясения, и многие уже не ожидали увидеть его снова в режиссерском кресле, тем более снимающим неожиданно детский фильм. Правда, начинается фильм как вполне себе взрослый, и за 5-10 первых минут узнаешь о том, что Первая мировая окончена, что царит экономический кризис, что население сильно уменьшилось из-за испанского гриппа, что еще существуют передвижные бродячие цирки. И думаешь, что лишь мастер может вместить столько категорийной информации в очень короткий отрезок времени.
Но затем сюжет начинает развиваться по другим законам, он становится более легким и менее психологичным, с ярко выраженной моралью, понятной и ребенку. Между тем напряжение все же не уходит и не покидает до самого конца. Бертон расставил кучу ловушек для восприятия, в которые сознание попадается на раз. Нынешний «Дамбо» – сиквел диснеевского мультика 1941 года, который киностудия эксплуатирует больше 50 лет на разных носителях. И если в мультике живут одни животные, а люди являются фанерными фигурками, то в картине Бертона люди и звери взаимодействуют на равных.
Дамбо, слоненок с грандиозными ушами – плод CGI, компьютерной анимации, и он такой очеловеченный, с синими глазами и антропоморфными эмоциями. Ну а на вид – живой слоненок, не догадаться о тайне рождения. Актеры чудесные – Майкл Киттон, Ева Грин, Дэнни ДеВито, Колин Фаррел. В сюжете – все модные кинотренды: мутанты, русалки, любовь к ним, интернационализм, милосердие к животным. Вспоминаются внезапно коллизии «Формы воды» и кажется, нет, все не кончится классическим хэппи-эндом. Но все кончается именно так. И с одной стороны, это похоже на подвох, но с другой стороны – фильм детский. И поскольку в нем больше технологий, чем волшебства, отчаянно счастливый конец компенсирует это обстоятельство.
Верь в себя, будь смелым, защищай слабых, борись со злом, не предавай мечту. Очень простые истины. Очень нужные. Вечные. Будь собой, иди вперед, не продавай свободу – и все получится.