Чеховский «Иванов» режиссер Денис Хуснияров
Чеховский «Иванов» глазами режиссера Дениса Хусниярова. За сто лет с момента написания Чеховым «Иванова» в театральной среде предпринято множество исследований этой пьесы. И каждый раз возникал вопрос: кто же такой этот Иванов, что это за субстанция такая? На этот вопрос никто толком так и не ответил. А режиссер Хуснияров, кажется, это сделал. По-своему.
Текст: Галина Сергеева
режиссер Денис Хуснияров
«Иванов» как комедия дель арте
Режиссер всегда немного философ. Ну, не всегда, но хотелось бы. В зрительской памяти остались имена Тарковского и Захарова, Товстоногова и Панфилова не потому, что они умели грамотно выстроить мизансцену или громко кричать «Стоп, снято!». И даже не потому, что мастерски владели ремеслом. Их фильмы и спектакли современны оттого, что авторы-режиссеры умели философски взглянуть на материал. Таким при знакомстве оказался и режиссер Денис Хуснияров, лауреат престижных театральных премий. Сейчас этот автор множества успешных постановок на разных сценах петербургских театров репетирует свою первую работу в ТЮЗе.
Особая субстанция по имени Иванов
Режиссер Хуснияров видит в «Иванове» комедию. Такой взгляд странным образом кажется более глубоким и философичным, чем другие версии этой ранней чеховской пьесы, выполненные по всем канонам психологического театра. Хуснияров считает, что это такой чеховский эксперимент. Писатель берет и помещает обыкновенного, заурядного простака в острейшие обстоятельства. И наблюдает, что из этого выйдет.
— Это обычный для своего времени человек. Дворянин, владеющий поместьем, некогда он много зарабатывал и много тратил, пользовался успехом у женщин. Любил жизнь, был душой компании, умел рассказать анекдот, пил наливку, валяясь на сене с молодой женой. Природа этого человека проста и обыденна, он не готов стать героем трагедии. А Чехов этого самого обычного человека начинает провоцировать и испытывать. Подкидывает ему события крайней степени тяжести и смотрит, что персонаж будет делать. Иванов, помещенный в совсем чуждые для него обстоятельства, действительно не понимает, как ему с этим всем справляться. Все его слова пропитаны искренним непониманием: не понимаю ни себя, ни людей…
Вы считаете эту пьесу (одну из первых) нелогичной. В чем это проявляется?
— Когда ты пытаешься решить ее в традициях психологического театра (прожить и внутренне оправдать действия персонажей), это не работает. Все это просто рассыпается. Актёры пробуют примерять реплики, а получается фальшь. Потому что это неправда, так не разговаривает живой человек. Автор красит персонажей гротесковыми преувеличениями, как бы подчёркивая абсурд происходящего. Наделяет их не живыми чувствами, а клишированными идеями и целями. Работает яркими типами. Кто такая, например, Саша? Абсолютный архетип молодой девочки, идея которой – самопожертвование ради придуманной любви. Кто такая Сара? Умирающая жена, совесть Иванова, дни которой сочтены, а прошлое пусто и бессмысленно. Кто такой Шабельский? Поистрепавшийся приживала граф, доживающий свои закатные, унизительные годы. Кто такой Лебедев? Хлопотун-отец, все понимающий, но спившийся окончательно. Боркин? Шут и лицедей, разбазаривающий имение Иванова. Наконец, кто такой Иванов? Запутавшийся «Гамлет», который не знает, как ему жить дальше.
Все персонажи Чехова — яркие, гротесковые, несколько даже цирковые. Каждый живет в своем мире, разговаривает не друг с другом, а сквозь друг друга. Никто никого не слышит, никто никому не нужен. Такое ощущение, что Чехов настолько сочиняет этих людей, что они у него не оживают. В этом и состоит нелогичность.
Русская комедия масок
И потому вы решаете пьесу как комедию?
Все начинает выстраиваться, как только ты заходишь через подсказку Чехова, который в первоначальном варианте назвал пьесу комедией. Это маски, это русская комедия дель арте. Гипертрофированная, условная, но тем не менее. Это нужно читать как шарж на персонажей. Когда над этими людьми — а эти люди и есть мы — хохочешь через отстранение, тогда понимаешь, о чем это.
Если вдуматься, размышляет Хуснияров, в основе комедии всегда лежит трагедия. Мы же всегда смеемся, когда другой упал и больно ударился. Так и Иванов. Три года счастливо прожил с женой, а последние два года она медленно угасает. Он из обычного человека превращается в главное действующее лицо острой трагедии. Но он же не перестал быть заурядным простаком. В этом и есть абсурд и одновременно высокая трагедия. Все это выглядит смешно и грустно.
Творческий процесс пошел
Репетиции «Иванова» в Театре юных зрителей идут уже несколько месяцев. Все артисты, даже не занятые в какой-либо сцене, вызываются на репетиции и принимают участие в разборе. Не сразу, но между режиссером и труппой театра возникла удивительно доверительная атмосфера. «Мне очень легко работать, — признается Денис Хуснияров, — актеры с искренним интересом бросились в материал, они горят, они генерируют идеи». Молодой режиссер не приходит в театр с готовым концептом. Он всегда берет артистов с собой в эту сложную дорогу и делает их создателями спектакля. «Каждый из них отчасти режиссер своей роли. И не роли они играют, а спектакль», — рассказывает Хуснияров.
Хуснияров всегда работает с одной и той же командой. Образ будущего спектакля ему помогают создать художники-постановщики Александр Мохов, Мария Лука; художник по свету Игорь Фомин; видеохудожник Наталья Наумова и композитор Виталий Истомин.
Премьерные спектакли пройдут 20 и 26 января ТЮЗ им.А.А.Брянцева
Афиша театральных событий Петербурга по ссылке…