АфишаИнтервьюНовостиПерсоны

Чеховский «Иванов» режиссер Денис Хуснияров

Чеховский «Иванов» глазами режиссера Дениса Хусниярова.  За сто лет с момента написания Чеховым «Иванова» в театральной среде предпринято множество исследований этой пьесы. И каждый раз возникал вопрос: кто же такой этот Иванов, что это за субстанция такая? На этот вопрос никто толком так и не ответил. А режиссер Хуснияров, кажется, это сделал. По-своему.

Текст: Галина Сергеева

режиссер Денис Хуснияров

«Иванов» как комедия дель арте

Режиссер всегда немного философ. Ну, не всегда, но хотелось бы. В зрительской памяти остались имена Тарковского и Захарова, Товстоногова и Панфилова не потому, что они умели грамотно выстроить мизансцену или громко кричать «Стоп, снято!». И даже не потому, что мастерски владели ремеслом. Их фильмы и спектакли современны оттого, что авторы-режиссеры умели философски взглянуть на материал. Таким при знакомстве оказался и режиссер Денис Хуснияров, лауреат престижных театральных премий.  Сейчас этот автор множества успешных постановок на разных сценах петербургских театров репетирует свою первую работу в ТЮЗе.

Особая субстанция по имени Иванов

Режиссер Хуснияров видит в «Иванове» комедию. Такой взгляд странным образом кажется более глубоким и философичным, чем другие версии этой ранней чеховской пьесы, выполненные по всем канонам психологического театра. Хуснияров считает, что это такой чеховский эксперимент. Писатель берет и помещает обыкновенного, заурядного простака в острейшие обстоятельства. И наблюдает, что из этого выйдет.

— Это обычный для своего времени человек. Дворянин, владеющий поместьем, некогда он много зарабатывал и много тратил, пользовался  успехом у женщин. Любил жизнь, был душой компании, умел рассказать анекдот, пил наливку, валяясь на сене с молодой женой. Природа этого человека проста и обыденна, он не готов стать героем трагедии. А Чехов  этого самого обычного человека начинает провоцировать и испытывать. Подкидывает ему события крайней степени тяжести и смотрит, что персонаж будет делать. Иванов, помещенный в совсем чуждые для него обстоятельства, действительно не понимает, как ему с этим всем справляться. Все его слова пропитаны искренним непониманием: не понимаю ни себя, ни людей…

Вы считаете эту пьесу (одну из первых) нелогичной. В чем это проявляется?

— Когда ты пытаешься решить ее в традициях психологического театра (прожить и внутренне оправдать действия персонажей), это не работает. Все это просто рассыпается. Актёры пробуют примерять реплики, а получается фальшь. Потому что это неправда, так не разговаривает живой человек. Автор красит персонажей гротесковыми преувеличениями, как бы подчёркивая абсурд происходящего. Наделяет их не живыми чувствами, а клишированными идеями и целями. Работает яркими типами. Кто такая, например, Саша? Абсолютный архетип молодой девочки, идея которой – самопожертвование ради придуманной любви. Кто такая Сара? Умирающая жена, совесть Иванова, дни которой сочтены, а прошлое пусто и бессмысленно. Кто такой Шабельский?  Поистрепавшийся приживала граф, доживающий свои закатные, унизительные годы. Кто такой Лебедев? Хлопотун-отец, все понимающий, но спившийся окончательно. Боркин? Шут и лицедей, разбазаривающий имение Иванова.   Наконец, кто такой Иванов? Запутавшийся «Гамлет», который не знает, как ему жить дальше.

Все персонажи Чехова — яркие, гротесковые, несколько даже цирковые.  Каждый живет в своем мире, разговаривает не друг с другом, а сквозь друг друга. Никто никого не слышит, никто никому не нужен. Такое ощущение, что Чехов настолько сочиняет этих людей, что они у него не оживают. В этом и состоит нелогичность.

Русская комедия масок

И потому вы решаете пьесу как комедию?

Все начинает выстраиваться, как только ты заходишь через подсказку Чехова, который в первоначальном варианте назвал пьесу комедией. Это маски, это русская комедия дель арте. Гипертрофированная, условная, но тем не менее. Это нужно читать как шарж на персонажей. Когда над этими людьми — а эти люди и есть мы — хохочешь через отстранение, тогда понимаешь, о чем это.

Если вдуматься, размышляет Хуснияров, в основе комедии всегда лежит трагедия. Мы же всегда смеемся, когда другой упал и больно ударился. Так и Иванов. Три года счастливо прожил с женой, а последние два года она медленно угасает. Он из обычного человека превращается в главное действующее лицо острой трагедии. Но он же не перестал быть заурядным простаком. В этом и есть абсурд и одновременно высокая трагедия. Все это выглядит смешно и грустно.

Творческий процесс пошел

Репетиции «Иванова» в Театре юных зрителей идут уже несколько месяцев. Все артисты, даже не занятые в какой-либо сцене, вызываются на репетиции и принимают участие в разборе. Не сразу, но между режиссером и труппой театра возникла удивительно доверительная атмосфера. «Мне очень легко работать, — признается Денис Хуснияров, — актеры с искренним интересом бросились в материал, они горят, они генерируют идеи». Молодой режиссер не приходит в театр с готовым концептом. Он всегда берет артистов с собой в эту сложную дорогу и делает их создателями спектакля. «Каждый из них отчасти режиссер своей роли. И не роли они играют, а спектакль», — рассказывает Хуснияров.

Хуснияров всегда работает с одной и той же командой. Образ будущего спектакля ему помогают создать художники-постановщики Александр Мохов, Мария Лука; художник по свету Игорь Фомин; видеохудожник Наталья Наумова и композитор Виталий Истомин.

Премьерные спектакли пройдут 20 и 26 января ТЮЗ им.А.А.Брянцева

Режиссер Денис Хуснияров А.П. Чехов Иванов премьера

 

Афиша театральных событий Петербурга по ссылке…

Предыдущая статья

Слава Полунин. Настольная книга для дурака

Следующая статья

Стиль жизни Сад от Марины Важовой