Блоги #NaNevskomСобытия

«Буран-Энергия» русского космоса

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото: Марина Гончарова

30 лет назад первый космический многоразовый БПЛА, советский инновационный корабль «Буран», который до сих пор считается чуть ли не самым совершенным творением человечества, сделал 2 витка вокруг Земли. На орбиту его вывела «Энергия», одна из самых мощных ракет-носителей в мире и самая мощная русская ракета-носитель.
Рассчитанный на 100 полетов, «Буран» летал всего 1 раз, рассчитанная на 10 полетов «Энергия» соответственно вывела его на орбиту тоже только 1 раз. Этот громкий космический эпизод занесен в Книгу рекордов Гинесса. И он наглядно иллюстрирует трагедию русского космоса после 1990 года, когда уникальная программа «Буран-Энергия» как бы зависла в неопределенности – говорят, проект официально не закрыт до сих пор, но и не работает с 1993 года. Легендарный «Буран» в 2002 году был погребен под рухнувшей крышей монтажно-испытательного корпуса Байконура вместе с двумя готовыми «Энергиями». Еще 3 экземпляра «Бурана» с разными именами на разных стадиях сборки и 3 ракеты-носителя «Энергия» тоже были разнообразно уничтожены. Выжил лишь «Байкал», который в 2011 году реконструировали для показа на МАКС.
В 2003 году потерпел крушение американский Spase Shuttle “Columbia”, и NASA было очень заинтересовано в возобновлении проекта «Буран-Энергия» и даже собиралось сделать РОСКОСМОСу определенный заказ. Говорят, эта заинтересованность не устарела, несмотря на наличие Илона Маска. Аналогом «Бурана» послужил именно американский шаттл, и советские разработчики этого не скрывали. Но аналог был настолько улучшен, что некоторые технологии продолжают использоваться в мировом производстве летательных аппаратов. «Буран» к тому же был экологичен – остатки ступеней не загрязняли обломками атмосферу в отличие от шаттлов. При посадке он гасил скорость с 30 000 км\ч до 300 км\ч. В нем была предусмотрена экстренная эвакуация экипажа. Были разработаны уникальные материалы. Боковой двигатель ракеты-носителя «Энергия» практически не превзойден, он самый мощный жидкостный (криогенный) реактивный двигатель в истории космонавтики, ну и другие двигатели ракеты были не слабее.
В орбитальном корабле-ракетоплане многоразового использования «Буран» человеческий фактор был предусмотрен только в атмосферной фазе посадки аппарата, сделано это было на всякий случай, поскольку высочайший уровень автоматизации и программного обеспечения не вызывал у разработчиков ни малейшего сомнения. К сожалению, большая часть технической информации погибла на магнитных носителях и крайне сложно воссоздать полет и даже некоторые технологии. Не секрет, что и американские шаттлы, и русский «Буран» были созданы и с военными целями. Программа «Буран-Энергия» была самой приоритетной космической советской программой 1970-годов. На Байконуре был открыт специальный аэродром «Юбилейный», в аэропорту Симферополя и на аэродроме Хороль были открыты специальные ВПП с навигационной оснасткой и еще 14 специальных ВПП по всей стране и даже на Кубе и в Ливии. И если американский космос стал постепенно коммерческим, чтобы содержать научные программы, то русский просто рухнул. И «Буран-Энергия» – самая печальная глава этой исчезнувшей книги русской Галактики.
Петербургский «Планетарий №1» в новой лазерной технологии представил несколько популярных фильмов о космосе, в том числе фильм о «Буране» и истории русского космоса. Поиски темной материи и рождение сверхновых звезд, планеты нашей Вселенной – в общем, звезды над головой, лежишь на пуфах и смотришь в звездное небо, которое раскрывается как калейдоскоп, узоры которого близко-близко, как и «Буран», который летит со сверхзвуковой.

Предыдущая статья

КОМПАНИЯ P&G И «ДЕТСКИЕ ДЕРЕВНИ-SOS»

Следующая статья

NESPRESSO ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЛИМИТИРОВАННУЮ КОЛЛЕКЦИЮ MASTER ORIGIN COSTA RICA