Блоги #NaNevskomИскусство

Болезнь любви к живописи

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото: Марина Гончарова

Мне не кажется правильным относить визуальное творчество Бориса Гребенщикова к outsider art, или маргинальному искусству. Причем даже к той части арт-брют, которую создают творческие люди, не связанные с мейнстримом искусства в силу своей принадлежности другой креативной профессии. Выставка работ БГ «Азбука лунного света» в МСИ «Эрарта», мне кажется, вполне четко это иллюстрирует.
В экспозиции – живопись 2012–2017 годов и фото на металле 2002–2008 годов, в целом больше тридцати экспонатов. Достаточное количество, чтобы увидеть/понять исключительно сознательный подход творца к творчеству. За время музыкальной карьеры Бориса Борисовича сменилось несколько поколений, и как-то уже подзабылось, что он выпускник Примата – факультета прикладной математики ЛГУ. И возможно, окончание этого факультета не является ошибкой его жизни, а, наоборот, служит ему верой и правдой. «Аквариум» с самого начала был самой продвинутой с точки зрения технологий русской рок-группой. Песни свои Борис Борисович во многом конструирует – он всегда знает, что хочет сказать, и всегда это говорит. Он отлично знает, где проходят границы табу, чтобы их нарушать. Так почему свои опыты в визуальном искусстве он вдруг начнет производить, находясь в бессознательном состоянии? Измененное состояние сознания – это просто другая фаза нахождения в сознании, астральные практики на первый план выводят другую ипостась все той же личности.
Сам БГ свою привязанность кисти и холсту называет приступами болезни. Конечно, когда удельный вес не реализованных посредством сочинения музыки и стихов эмоций/вибраций становится критическим, нужно что-то делать. И конструирование идеальных пейзажей и композиций в идеальном времени всегда выручает и лечит. Важно, что все процессы происходят не в обмороке.
Будда, между прочим, для тех, кто не знает, жил и все деяния совершал в абсолютном сознании. Опять же прибегать к живописи как к снотворному тоже интуитивно не будешь.
Вообще, чем обсуждать такие хрестоматийные заблуждения, лучше обратить внимание на все более точную образную систему творчества БГ и его новый художественный прием. Визуальным изображением он посылает предельно ясный месседж, и вдруг, как бы пугаясь или желая двусмысленности как пространства для передышки, снабжает картину почти противоположным по знаку названием. Конечно, это не имманентная провокативность contemporary art, однако заставляет зрителя напрячься и выбирать то поле, которое ему ближе. Разве это не конструкция? Не лабиринт? Ну конструкция и лабиринт фэнтази. Удивительные неземные миры всегда увлекали БГ – Муркок, Толкин. Живописной опорой стало творчество Клода Моне и Камиля Писсарро, которые близки БГ не только художественными принципами, но и жизненными обстоятельствами. Частичную потерю зрения каждый из них смог использовать во благо искусству, создав незабываемые шедевры. И эта выставка – своеобразный оммаж основателям и героям импрессионизма.
Причина ее, однако, утилитарна – в конце февраля планируется выход нового альбома «Аквариума», и все работы БГ выставлены на продажу, чтобы записать этот альбом. Те, что не купят, поедут дальше – в Париж, в Нью-Йорк. Облака над полем, облака над лесом, облака над башней. «Ты будешь небом, где нежатся облака, я буду морем, морем без рыбака…» – это из песни «Желтая луна». А еще там есть строчки: «Как обидно быть умным, знаешь все наперед…»

Предыдущая статья

Выставка фотографа Пола Никлена

Следующая статья

Бумага терпит, перо пишет