Блоги #NaNevskom

Барбарелле – скоро 50!

Текст: Марина Гончарова

Текст: Марина Гончарова

Вот «Космической одиссее 2001 года» (A Space Odyssey) Стэнли Кубрика пятьдесят первый пошел – на экранах картина появилась 2 апреля 1968 года. Великий фильм об эволюции и Боге, о времени и технической революции. До «Звездных войн» Джорджа Лукаса – еще шестнадцать лет, но фантастические фильмы уже прочно завладели голливудским воображением. И европейский кинематограф подготовил свой ответ Капитану Америке.
На студии Дино ди Лаурентиса был снят франко-итальянский фильм о двух главных трендах современности – покорении космоса и сексуальной революции, они появились один за другим. Научая фантастика плюс эротика. Режиссер Роже Вадим взял за основу комикс о Барбарелле, которая в 4001 году путешествует по Вселенной не только выполняя правительственные задания, но и в поисках удовольствий. Съемки намеренно нелепы – исключительно в павильонах, костюмы героев гипертрофированно эротичны с креном в БДСМ-эстетику, название города Сого, где происходят события, составлено из двух – Содома и Гоморры. Софи Лорен и Бриджитт Бардо отказались сниматься в главной роли из-за рискованно-раскованного даже для того времени контента. Джейн Фонду режиссер практически заставил принять участие в фильме, пользуясь правом бой-френда актрисы. Впоследствии кинокритики пришли к единодушному выводу, что играет Джейн Фонда замечательно. Предельно ясно раскрывают тему первые же кадры фильма – невероятно обаятельный космический стриптиз. Лучший астронавигатор Солнечной Системы , Барбарелла, вернувшись на корабль после служебного посещения одной из планет Галактики, снимает скафандр по частям, в невесомости, постепенно обнажаясь.
Успех картины был массовым и ошеломительным, ее показывали даже в «оттепельном» СССР. Фильм немедленно вошел в список «60 культовых фильмов мирового кинематографа», чтобы никогда его не покидать. Серьезная и глубокая «Космическая одиссея 2001 года» предвосхитила фундаментальные философские, технологические и художественные моменты будущего. Например, в ходе судебных разбирательств Samsung и Apple по поводу авторства конструкции черного смартфона, первый заявил второму, что такой гаджет можно увидеть в «Космической одиссее». Или вот медиаизыскания арт-группы «AES+F”. «Барбарелла» же предвосхитила будущее в человеческом аспекте – отношения, мода, быт. Таблетка любви как замена физического контакта электро-химическим, по сути виртуальный секс. Наряды Барбареллы создавались Жаком Фонтереем на основе идей Пако Рабана, и эти образы затем не только повторили многие космические фильмы двадцати следующих лет, но и в отличие от футуристических костюмов «Космической одиссеи», приняла уличная мода. Так выглядит популярность.
Главная идея «Барбареллы» состоит в том, что любовь и доброта побеждают зло одним своим наличием. Адская пузырящаяся субстанция Матмос, питающаяся отрицательными эмоциями обитателей Сого, выталкивает Барбареллу из себя, не в силах переварить ее и даже опасаясь пострадать из-за тотального миролюбия этой девчонки.
Кстати, фильм знаменит и развитием так сказать параллельных проектов.
Эффект Матмоса, магнитных полей планеты Тау-Сети, сверхзвуковых скоростей достигался посредством применения лавовых ламп. Лавовые – от «лава» (вулканическая), но можно и от лав – любовь. Лампы любви – о, звучит! Декоративные лампы с парафином в масле и лампой накаливания создают причудливые формы и яркие цвета, которые постоянно изменяются. Эффект психоделических препаратов, в частности ЛСД, тоже маркер 1960-70х годов. В результате популярности фильма, британская компания-производитель сменила название на Матмос («Mathmos”), под которым существует до сих пор. Лавовые лампы по-прежнему популярны в интерьере, но у них появилось и новое применение. Компания CloudSpace использует их в своем офисе для шифрования данных методом генерирования случайного кода. Более ста ламп стоят стеной, такие разноцветные бочки-матрешки, и мешают хакерам. Посетители офиса могут наблюдать лампы на дисплее, своим присутствием еще увеличивая случайность шаблона и его сложность для взлома.
Второй параллельный проект – это британская супер-поп-группа «Дюран-Дюран» (Duran Duran) по имени пропавшего ученого, на поиски которого отправилась по госзаданию Барбарелла. Fab five, или великолепная пятерка (по аналогии с великолепной четверкой «Битлз») появилась через десять лет после фильма, в 1978 году, и ей – 40. Творчество «Дюран Дюран» отличает новаторство в области видеотехнологий, мода как часть образа и сексуальный подтекст песен.
Оба проекта продолжают идею фильма, их инспирировашего, и так же долговечны как он.
Актрисе Джейн Фонда в этом году – 80.

Предыдущая статья

Сервис iGooods начал доставку из гипермаркетов SPAR

Следующая статья

Премьера фильма «Тренер» Данилы Козловского прошла в кинотеатре «Ленинград Центра»