Венецианский «Джокер»
Ну да, джокер для Венеции с ее Ридотто, азартными играми в масках, проигранными и выигранными состояниями – явление естественное, можно сказать, соприродное. Вот и получил фильм Тодда Филлипса «Джокер» с Хоакином Фениксом в главной роли Золотого льва, главный приз Венецианского кинофестиваля. Собственно, единственная премьера из всех ожидаемых и обсуждаемых премьер, которые прошли в рамках фестиваля, оказалась высоко отмеченной жюри. Кстати, именно большое количество важных картин года, а также отчасти и 58 Венецианская биеннале (пусть и довольно скромная) и обеспечили огромное стечение народа – участников, гостей и зрителей.
Надо заметить, что Венецианский кинофестиваль вослед Каннскому присуждает призы не столько за само кино, сколько следуя политкорректности. Ничем другим нельзя объяснить игнорирование хороших картин, в которых не поднимаются темы расизма, шовинизма, ЛГБТ- коммьюнити, социального неравенства, болевой фрустрации. Кстати, «Джокер» как раз содержит в себе и социальное неравенство, и фрустрацию индивида в результате этого неравенства. То есть разговоры о том, что комикс выбился можно сказать в люди и призеры кинофестиваля несколько лукавы. Просто нужные темы оказались во вселенной комикса.
Хочу перечислить не другие победные номинации, а те звездные фильмы, которые, как и «Однажды в… Голливуде» в Каннах ничего не получили в Венеции. «Правда» Хирокадзу Корээда с Катрин Денев, Жюльет Бинош, Итаном Хоуком (англо-европейский фильм с англо-европейскими проблемами жюри не заинтересовал в отличие от японской экзотики, которую раньше являли картины Корээда). «К звездам» Джеймса Грэя с Брэдом Питтом и Томми Ли Джонсом, «Прачечная» Стивена Содерберга (одни звезды в ролях, небо сияет). Затем «Брачная история» Ноа Баумбаха со Скарлетт Йохансон и Адамом Драйвером, «В ожидании варваров» Сиро Герра с Джонни Деппом и Робертом Паттинсоном. Затем «Сиберг» Бенедикта Эндрюса с Кристен Стюарт, «Король» Дэвида Мишо с Тимоти Шаламе, Робертом Паттинсоном и Лили Роуз-Депп. Затем второй сезон сериала Паоло Соррентино «Молодой папа», два эпизода с названием «Новый папа». Какие-то фильмы не попали в основной конкурс и шли в специальных программах, для которых есть специальные призы, и те миновали.
Зато картина Романа Полански «Офицер и шпион» получила Большой приз жюри. Насколько фильм это заслуживает, сказать не могу, поскольку не видела. Но за все 50 лет с момента съемок «Ребенка Розмари», Полански, на мой взгляд, не снял ничего лучше. Кстати, и Квентину Тарантино из всех его фильмов нравится тоже только этот. Важный момент здесь состоит в том, что и губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, и аппеляционный суд Лос Анжелеса отказались помиловать режиссера, признавшего свою вину в совращении малолетней и затем сбежавшему из США. Сейчас он вне закона во многих странах мира и на Венецианском фестивале не появился. И в данном контексте можно увидеть, скорее, желание Европы настоять на своей независимости от мнения Голливуда и Америки в общем. И я скажу немного перефразированными словами Рика Далтона из «Однажды в …. Голливуде»: «Не понимаю я эти европейские кинофестивали».
И вот еще – на этот раз приятное. Сложилась новая кинематографическая пара, очень молодая, очень веселая и очень счастливая, что стало заметно именно в Венеции. Это партнеры по фильму «Король» Тимоти Шаламе и Лили Роуз-Депп.