Вандализм или уличное искусство?
Недавно я побывала на лекции художника Кирилла Шаманова про уличное искусство. По его мнению, в России четыре основных центра стрит-арта: впереди Москва, за ней конкурирующие друг с другом Екатеринбург и Нижний Новгород, а вот Петербург от них немного отстает.
В каждом городе есть два-три имени, известных и в других странах. Такие как Тимофей Радя, Слава ГТРК, Команда ТОЙ, Кирилл Кто, Миша Most, группировка «Зачем». У каждого художника своя манера творить, свой стиль и творческий почерк. Все выбирают темы, интересные им самим. С некоторыми из ребят Шаманов общался лично.
Часто уличные художники вступают в дискуссии друг с другом прямо на стенах. В основном это случается, когда кто-то занимает чужое место: тем самым они пытаются показать, кто тут главный. К поиску мест для работы граффитисты относятся со всей серьезностью. Главный принцип – не творить на уже созданных произведениях искусства, будь то здание XVIII века или памятник, установленный вчера. Как пояснил Шаманов, уличные творцы выбирают места, которые выделяются из окружающей среды – например заброшенные дома или заборы с хорошим обзором, – и пытаются их обуздать или обсмеять. Самые распространенные цвета красок у граффитистов – серебристый, черный и белый. Их всегда можно найти в магазине, потому что производят их больше всех остальных.
До сих пор идут споры: граффити – это вандализм или произведение искусства? И никто не может дать четкого аргументированного ответа, потому что в понятии «уличное искусство» присутствует и то и другое.
Дарья Басова