Город и горожанеМестаПетербург

Уличные музыканты играют на нервах?

Петербургские законодатели сломали головы, решая, что делать с уличными музыкантами. Самовыражение – безусловно, очень важно. Но желающих самовыразиться на зашкаливающих децибелах развелось слишком много. И с этим власти решили что-то делать. Корреспондент журнала «На Невском» решила узнать, что думают об этом по ту сторону музыкальных уличных баррикад.

 

Текст: Мария Новикова

 

Если, гуляя по Петербургу, вы ни разу не видели уличных музыкантов и не останавливались послушать «Кукушку» посреди Невского – значит, в Петербурге вы никогда и не были. Стрит существует на центральных улицах всех городов мира. На радость туристам и на горе жителям центра города, которые уже наизусть изучили весь репертуар группы «Кино».

Но так ли уж легка и беззаботна жизнь уличного музыканта в Петербурге? Судите сами: артистам нужно забронировать место для выступления, отбиваться от претензий местных жителей, решать проблемы с полицией, а попутно – развлекать зрителей и постараться заработать.

 

Честное слово бойца музыкального фронта

Участница группы «Честное слово» Соня Садовская работает как уличный исполнитель два года. Она уже опытный боец этого музыкального фронта. Группа состоит из трех девушек. Вышло все спонтанно: случайно познакомились, случайно выяснилось, что одна умеет петь, другие – играть на гитаре. Закупили оборудование – и вперед, на уличные просторы. Но самые рыбные места нужно предварительно забронировать.

Неужели конкуренция так высока, что нужно обязательно заранее забронировать место и время выступления?

– Есть места совсем не популярные, тут можно и не договариваться.

А есть по типу Дворцовой. Тут своя иерархия: есть музыканты (мы называем их «дедами»), которые играют чуть ли не по 20 лет. С нами они взаимодействовать не хотят, по их мнению, фраза «Я здесь играю уже 10 лет!» решает все. Дворцовую площадь они считают своим местом и никого туда не пускают. Сейчас система договоренностей работает хаотично.

Раньше в социальных сетях создавались беседы, музыканты смотрели, какая дата свободна, и занимали ее. Так и выстраивалась цепочка из выступлений. Сейчас появилась глобальная группаВКонтакте «Уличные музыканты Санкт-Петербурга». Она закрытая: чтобы в нее попасть, тебе нужно сначала доказать, что ты музыкант. Например, показать видео, где ты поешь или играешь.

 

Уличные музыканты играют

За такое хлебное место нужно побороться

 

Как у вас обстоят дела с полицией?

– В сентябре появился закон о легализации уличной музыки. Я думаю, что это очень глупо, потому что в анархичную систему стрита пытаться засунуть законы – это бессмыслица. Его суть заключается в том, что перед тем как выступать, ты должен пойти в Министерство культуры, подать заявку на игру в определенном месте, указать организатора, участников, дни и время выступлений (чуть ли не поминутно) и так далее. Более того, нам запретили играть в государственные праздники (а это самые прибыльные дни!) и после 10 вечера. Да и в целом во время пандемии стрит не одобряется. Из-за этого всего полиция стала жестче к нам относиться. Это разрешение на самом деле много значит: если музыканта поймают без него, то он вполне может получить обвинения в захвате земельного участка, в самоуправстве и даже в попрошайничестве. Я вообще люблю поругаться, потому что всегда стою за справедливость. Некоторые патрули относятся к нам снисходительнее: просто просят сделать потише или делают вид, что нас не замечают. Но осенью все было намного жестче. Полиция просто подходила, сразу изымала всю аппаратуру и везла в участок оформлять.

Вопрос меркантильный. Сколько зарабатываете за одно выступление?

–  Все зависит от места, дня недели и погоды. Если взять центр города, например, арку Главного штаба, и пятничный вечер, то выйдет тысяч 10 за 4 часа. Максимальная сумма, которую группа зарабатывала за один стрит, – 23 тысячи рублей. Тогда музыканты играли 5 часов подряд. Но дело не только в деньгах, нам нравится выступать, это приносит удовольствие.

Хотя в жизни музыкантов бывало всякое. Ветром сносило стойку микрофона. Люди навеселе, желая приобщиться к прекрасному, выхватывали микрофон из рук. А жильцы верхних этажей, ошалевшие от барабанной дроби, выливали на головы музыкантов ведра с водой. Или конкурент-музыкант, которому не досталось хлебное место, со злостью пинал дорогущее оборудование.

 

  Запретить нельзя согласовать

Как выяснилось, работа уличного музыканта и опасна и трудна. Но интересна, прибыльна и увлекательна для туристов. Запретить – нельзя, согласовать – не просто. Тогда, на весенней сессии, депутаты предлагали разные варианты: музыкантов разогнать и улицы от них зачистить; заставить платить налоги и за электричество; запретить барабаны, да и много чего другого. Самые кардинальные инициативы натыкались на право свободы творчества, которое нельзя попирать. В результате депутаты решили действовать осторожно и еще поработать над поправками к закону об уличных музыкантах. В нем пропишут: где точно выступать нельзя и какой уровень шума допустим.

А пока летний сезон в разгаре, и в центре раздаются

известные хиты групп«Звери», «Пятница», «Бумбокс», «Жуки». Жаль только, что не собственные. Ведь возражения в основном против уровня шума, а свобода творчества уличных музыкантов только приветствуется.

Петербург на страницах журнала

 

Предыдущая статья

ПМЭФ’21: «Русская Медиагруппа» капитализирует музыку

Следующая статья

Концерт: легендарная группа «Браво».