Петербург

Центр Петербурга: разрешите вас разрушить

Центр Петербурга охраняется плохо. Об этом говорит осенний отчет ЮНЕСКО для Смольного. Да и без него видно, как разрушается образ города, взрывается болезненной аритмией кардиограмма небесной линии, а в ткань застройки внедряются осколки инородной архитектуры.

Фасадомозахизм

Еще в далеком 2014 году правительство Петербурга составило список неудачных построек: 77 зданий, признанных архитектурными ошибками. Сюда попали и «Парадный квартал», и торговые комплексы «ПИК» и «Сенная», и БЦ «Лидер» на площади Конституции. Из этого бестиария удалось ускользнуть второй сцене Мариинского театра, хотя лучше выглядеть от этого она не стала.

Рейтинг монстров у каждого свой. Собственную версию парада ошибок, уродующих исторический контекст, предложил в проекте «Строительство как разрушение» историк Андрей Ларионов. «Самое болезненное, что у нас возникло, это застройка стрелки Выборгской стороны, – считает он. – ЖК «Монблан» и «Аврора», которые все знают. Чем с большего расстояния ты на них смотришь, тем больше они кажутся: с Троицкого моста еще ничего, с Дворцового уже очень плохо, с Благовещенского совсем плохо». Эти хрестоматийные примеры стали уже нарицательными, монбланами называют всякие несомасштабные городу памятники человеческой глупости. Набережные Невы продолжают украшаться необъяснимыми силуэтами новых зданий.

Электрочайником прозвали главное здание банка «Санкт-Петербург» архитекторов Герасимова и Чобана. Наверное, на берегу океана этот силуэт мог бы ассоциироваться с носом корабля – здесь же эта печальная доминанта выглядит механическим вторжением.

ТК «Галерея» на Лиговском проспекте архитектора Владимира Григорьева, офис компании «Лукойл» по проекту Юрия Митюрева на Аптекарской набережной – два примера воплощения коммерческих амбиций имперского масштаба. Эти две постройки объединяет не только стилистика элементов и стремление имитировать пропорции ампирных дворцов. Это эрзац архитектуры: грузная масса фасада с антаблементом и скульптурами пытается скрыть пустоту, отсутствие смысла, любви к Петербургу и симпатии к людям. В фасады, наверное, вложено много труда и денег. Жаль, что в них нет красоты.

Прозванный Щелкунчиком БЦ «Толстой сквер» прославился еще в процессе строительства. Дом создан по проекту архитектурного бюро «Студия 17». Трудно поверить, что этот антропоморфный фасад мог появиться на Петроградской стороне.

Суперэклектика

Как остановить разрастание уродливой архитектуры? Почему оно вообще произошло?

«С переходом к рыночной экономике город стал развиваться не по Генплану, а в режиме конкретных участков, – говорит Владимир Фролов, главный редактор журнала “Проект Балтия”. – Отсюда лоскутное одеяло нынешнего урбанизма на периферии мегаполиса, то, что известный голландский архитектор Рем Колхас называет мусорным пространством». По мнению Владимира, и в истории новейшей архитектуры города есть удачные примеры: «Дом у моря» Чобана и Герасимова, или «Доклендс» на Васильевском острове, или достраиваемый сейчас большой неоклассический ЖК «Ренессанс» Степана Липгарта на углу Дальневосточного проспекта и улицы Дыбенко. «Работы Степана Липгарта дают пример романтической суперэклектики. Дома Герасимова – прагматической. В этом же ряду и ЖК “Четыре горизонта” Григорьева на Неве, и новый дом Чобана на Советской улице. Суперэклектика способна имитировать любой стиль, в том числе авангард».

Вы полагаете, все это будет сноситься?

Снесут ли когда-нибудь хоть что-то из списка архитектурных монстров? Пока, к сожалению, исчезают исторические здания. Их уже не вернуть, но без них Петербург перестанет быть Петербургом. Конечно, городу нужны актуальные архитектурные решения, новые объекты, которые ассоциируются с чем-то прогрессивным. Но ведь у нас и кроме центра достаточно места для экспериментов.

«С переходом к рыночной экономике город стал развиваться не по Генплану, а в режиме конкретных участков. Отсюда лоскутное одеяло нынешнего урбанизма на периферии мегаполиса».

Анна Рыбалка

Предыдущая статья

«Крокодил души моей»

Следующая статья

Веселая жизнь почтальона