Блоги #NaNevskom

Троянская война

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото:
Марина Гончарова

Вообще я малогипнабельна, но непременно впадаю в транс при просмотре медиаинсталляций и медиаперформансов. Кино не может обеспечить такой трансовой гармонии по причине наличия слов. А медиапродукция состоит из высокохудожественного видеоряда и музыки, которая звучит, пока транслируется видео – не меньше 120 минут. Она не только обрамляет изображение и сигнализирует о сюжетных ходах, но, прежде всего, служит делу релакса зрителя, позволяя ему отпустить свое сознание в свободный трип.

У нас в отечестве уже есть звезды в этой области. Арт-группу AES+F знает весь мир, арт-дуэт Марина Алексеева и Владимир Раннев известны в обеих столицах. И вот Олег Кулик, один из самых обсуждаемых современных российских художников, поставил симфонический медиаперформанс «ОМ» и представил его в Петербурге. Прекрасным образом обобщив и переосмыслив весь отечественный опыт, он создал глубоко философское и суперсовременное шоу в формате 3D без применения оборудования 3D, лишь посредством сложной системы экранов, видеопроекций, теней и физических персонажей (сидели, кстати, на коврике посреди зала, потом ушли в перформанс).

И, кстати, «Космическую одиссею 2001» Стэнли Кубрика любят все медиатворцы. Бездонный источник вдохновения.

Ассоциации в освобожденное сознание приходят легко. Про название «ОМ» я, кстати, забыла, возможно, если бы помнила, дорога была бы другой. Но теперь вот так. Теперь я вижу чуть ли не главную метафору современности. Я вижу агрессию. Войну. Стенка на стенку. Трое мужчин в трусах-боксерах теснят зеркально-отраженных таких же точно троих мужчин в трусах-боксерах. Теснят самих себя. Троянская война. Жестокость, огонь, обман, смерть, дикость. Классические позы древнегреческих атлетов. Агрессия выпускает инстинкты, в том числе эрекцию. Черные тени богов просачиваются с целью поддержки своих любимчиков то в один стан, то в другой. Я вижу как Ахилл тащит за колесницей труп Гектора, и в общем уже двигаюсь в сторону возвышенной категорийности, правда, с некоторым сомнением – где же Елена? – как вдруг – бац!

Кулик – признанный мастер арт-провокации и неожиданных поворотов в самоидентификации, ну в поисках себя. Вдруг во время всей Земли вклинивается время нашей страны – и наш местный синдром раздвоения личности: до 1991-го года и после. Для кого-то синдром еще и удвоенный: юность – зрелость. Много смыслов, но это мое прочтение. Обаяние состоит в том, что у каждого оно будет свое.

Зрелище состоит из четырех частей невероятной красоты и прогрессивности. Оркестр (Новой музыки) – в конце зала, за спиной публики, которая таким образом находится между изображением и звуком. Оркестр исполняет четыре произведения из разных музыкальных культур, которые играют и навигационную роль. Интрига постановки сохраняется до конца. Можно и в трансе проявлять нетерпение. Я смотрю и наслаждаюсь, при этом – ну что же в конце? ну что же в конце? Пока все идет по моему плану – все-таки к одиссее Одиссея, спасшегося из Трои, похожей на одиссею Кубрика. И тут «бац!» случается снова. И у меня уже нет сомнений в правильности моих ассоциаций. Потому что есть Елена, и грядущий матриархат, и трансгендерность, и можно начать все сначала.

Предыдущая статья

«Чудесные приключения музыки»

Следующая статья

Юбилей Невского проспекта, программа на 13-14 октября

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*