АфишаКультураНовостиПетербургСобытия

Театр по правилам и без

30 сентября в Северной столице стартует ХXVI Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». Вплоть до 13 октября зрители смогут увидеть как работы классиков современной режиссуры, так и прорывы неукротимых экспериментаторов, смело нарушающих привычные границы в поисках новых форм.

В нынешнем сезоне фестиваль вошел в перечень мероприятий «Под эгидой» V Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Девиз «Театр по правилам и без» выбран не случайно. Современный театр не статичен, он меняется, трансформируя режиссерский подход, органику актеров и зрительское восприятие. Сегодня спектакли создаются по-новому, а существующие рамки больше не в силах сдерживать энергию творческих изысканий. Само собой, не каждый эксперимент можно назвать откровением, но каждая попытка приближает и творца и зрителя к чему-то, чего еще не было, но что все мы жаждем обрести. Изменение правил приводит искусство в движение, результаты которого публика сможет оценить в контексте фестивальной программы. Классики, новаторы, авангардисты – в этом году палитра творческих открытий богата, как никогда.

Апологеты классической достоверности оценят работу режиссера Андрея Кончаловского, 8 лет вызревавшую на сцене Театра им. Моссовета. «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад» выстроятся в элегантную чеховскую трилогию о судьбах и нравах. На современный театральный язык историю переложат Александр Домогаров, Юлия Высоцкая, Владас Багдонас, Павел Деревянко и другие звезды экрана и сцены. Классический подход продемонстрирует спектакль «Тихий Дон» Ростовского академического театра драмы им. М. Горького. Режиссеру Геннадию Шапошникову удается, однако, вплести в ткань спектакля несколько смелых решений, не разрушив общей органики. Резидента фестиваля Эймунтаса Някрошюса сегодня тоже именуют классиком современной сцены, хотя его спектакли очевидно трансформируют классические правила, формируя новые законы жанра. В этом сезоне мастер покажет премьеру «Мастера голода» по новелле Франца Кафки.

Не столько к классике, сколько к аскетизму тяготеет в этот раз молодая режиссура. Так, в программу вошла нашумевшая премьера Латвийского национального театра «Антигона» по пьесе Жана Ануя (режиссер Элмарс Сеньковс). Монохромный кабинет как фон для режиссерской мысли – такова необычная концепция новой работы мастера.

За эксперименты на фестивале отвечает итальянский актер и режиссер Пиппо Дельбоно, который не раз выступал новатором перед зрителем «Балтийского дома». «Евангелие» — яркая и грозная работа о современном мире, геополитике и о том, куда мы придем, сохранив нынешний курс. «Якутский Тарантино» Сергей Потапов и вовсе выпустит на сцену «Оборотня». Спектакль опровергает традиционные представления о природе эстонских актеров: ярость игра и страсть определяют принципиально новую форму игры.

Смелый выбор материала демонстрирует Дмитрий Богославский (Белорусский молодежный театр). В качестве режиссерского дебюта мастер покажет спектакль «Саша, вынеси мусор» по остросоциальной пьесе Натальи Ворожбит.

2016 год – Год российского кино. Будущие звезды отечественного кинематографа, появятся в «Оркестре» по пьесе Ж. Ануя. Спектакль подготовлен в мастерской народного артиста России Александра Михайлова во Всероссийском государственном  институте кинематографии  им. С. А.  Герасимова (Москва).

Петербургская программа фестиваля обещает не менее яркий выбор постановок от режиссеров разных поколений. Гости увидят стилистически очень разнородные работы, от «По ту сторону занавеса» экспериментатора Андрея Жолдака до «Анна. Трагедия» в интерпретации сдержанного и тонкого Александра Галибина.

Театральный андерграунд вписан в программу музыкально-драматической постановкой пьесы А. Н. Островского «Гроза» от корифея сцены Андрея Могучего. В число хедлайнеров фестиваля также входит Юрий Бутусов со спектаклем Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета «Сон об осени» по пьесе Юна Фоссе. Новая сцена Александринского театра представит на зрительский суд постановку Валерия Фокина «Сегодня. 2016» по фантастическому тексту «Огонь». К. Фокина. Ну а от Анатолия Праудина, лидера Экспериментальной сцены Театра-фестиваля «Балтийский дом» ждут очередного спектакля-манифеста. Постановка мастера «Семья» по повести «Крейцерова соната» станет финальной точкой в психологических изысканиях, начатых режиссером в работах «Школа» и «Дядя Ваня. Работа актера над ролью».

Фестиваль по традиции готовит и обширную дополнительную программу:

30 сентября – 5 октября – образовательная программа для студентов русскоязычных курсов творческих вузов стран СНГ.

30 сентября – 2 октября – проект «Культурные мосты». В программе новая польская драма.

3 октября – вручение ежегодной международной премии за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда». Лауреаты нынешнего года – Андрей Кончаловский (Россия), Ивар Калныньш (Латвия), Эльмо Нюганен (Эстония), Алексей Балабанов (Россия) – номинация «Память», музей современного искусства «Эрарта» – номинация «За поддержку культуры».

Предыдущая статья

Древо жизни в Михайловском саду

Следующая статья

Шутки для взрослых