Рок на балалайке. Новый проект в Петербурге «Опера A La Russe»
Опера A La Russe. Какое же это редкое удовольствие — послушать партию феи Драже из «Щелкунчика» в рок-обработке. Но это удалось журналу НН благодаря новому мультимедийному проекту «Опера A La Russe».
Текст: Галина Сергеева
Опера A La Russe
Сыграть Чайковского, на русских народных инструментах – высший пилотаж. Что и доказал ансамбль «Бис-квит», презентуя новый проект «Опера A La Russe».
Ансамбль, существующий уже 19 лет и объехавший с гастролями полмира, недавно получил грант Президентского фонда культурных инициатив. Если бы не это последнее обстоятельство, в собственной стране, вероятно, музыканты так и остались бы менее известными, чем за рубежом.
Организаторы культурно-просветительского проекта «Опера A La Russe» уже в названии намекнули, что искали вдохновение в смешении русского и мирового музыкального звучания. В проекте все символично: в нем зашифрованы и 150-летие со дня рождения великого Дягилева, открывшего миру удивительную мощь и красоту русского искусства, и благодарность Василию Андрееву, создавшему первый в истории оркестр русских народных инструментов и возродившему балалайку. У «Бис-квита» есть и дягилевская миссия (не зря коллектив носит звание «Посол русской культуры в мире»), и домра с балалайкой. Но раскатистое тремоло русских народных инструментов объединилось с джазовым пением аристократа-саксофона и раздольным звучанием универсала-аккордеона. Зиждется вся эта разномастная музыкальная братия на ритм-секции, состоящей из ударной установки и балалайки-контрбаса.
Стиль, в котором играют в «Бис-квите», получил свое название не так давно, но популярен стал сразу. Этот стиль нам знаком по выступлениям «Терем-квартета», тоже прославляющего русское искусство за пределами страны. Он называется «crossover», а характеризует его гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп, рок, электронной музыки. Сами же музыканты называют свой стиль «музыкальным бисквитом» — мол, смешали жанры, стили и музыкальные инструменты и получили изысканное блюдо.
Художественный руководитель проекта Андрей Антипов сделал аранжировки отрывков из хрестоматийных произведений русских композиторов – Чайковского, Римского-Корсакова, Стравинского, Мусоргского – в стиле рок, джаз и фолк. Добавил озорства и чуточку нахальства, и вот уже знаменитые «Валенки» да «Коробейники» звучат современно и органично даже для юных зрителей. На отечественном не остановился: в программу вошли фрагменты из известных зарубежных композиций.
Украшением на бисквите стали звезды отечественной оперной сцены. В «Опере A La Russe» культовые партии из российских опер исполнили солисты Мариинки Ольга Пудова, Цветана Омельчук и Юрий Власов. А под конец прозвучало достойное лучших рок-исполнителей соло на ударных инструментах, вдохновившее зрителей на долгие аплодисменты.
Все время, пока звучали виртуозно исполненные музыкальные шедевры, на заднем плане появлялись фрагменты картин русских художников. Журналом НН были опознаны Врубелевская Царевна-Лебедь, Васнецовский Иван-царевич, Рериховские горы и ладьи.
Мультимедийное шоу-перформанс в офлайн и онлайн форматах можно будет увидеть на сцене Капеллы, в Планетарии (с полнокупольной мультимедийной проекцией), в Екатерининском собрании (Петербург-концерт) вплоть до марта следующего года. Следите за афишей.
Афиша концертных и театральных событий в Петербурге по ссылке…