Блоги #NaNevskomИскусство

Предсказания и откровения AES+F


Текст и фото: Марина Гончарова

ЦВЗ «Манеж», конечно, расстарался. Естественно, с помощью московской галереи «Триумф», художниками круга которой является практически легендарная русская арт-группа AES+F. Вместо текстильных постеров на фасаде – экраны с фрагментами медиапроектов группы. Красная (фестивальная) лестница с первого этажа на второй внутри. Во время открытия выставки вид сверху на эту лестницу, на которой стояли герои дня, и на публику, которая стояла внизу и вокруг, сильно напоминал знаменитые медиаинсталляции аесов. И вся экспозиция в целом сделана в одной высокоартистичной высокотехнологичной эстетике, правильно представляющей колоссальное творчество группы.

8 крупных проектов – медиаинсталляции проекта Liminal Space в трех частях, скрины с них, проект Inverso Mundus, скульптура, шатер «Исламского проекта», опера «Турандот». Чуть ли не самая большая выставка группы за 30 лет. Нет только самого нового VR-проекта «Психоз» для московского Электротеатра по понятным причинам сложности переноса в другую локацию.

Впечатления, ясное дело, зашкаливают. Редкая возможность вновь пересмотреть на большом экране мощнейшую по эмоциональному воздействию трилогию Liminal Space (особенно мою любимую Allegoria Sacra), соединившую в себе все мыслимые и немыслимые предсказания и собравшую все мыслимые и немыслимые международные премии. Увидеть скульптуры «Ангелов-демонов», пусть и в уменьшенном виде, белоснежного «Последнего восстания» и золотого Action Half-life. Однако опера «Турандот», которую AES+F оформляли для сицилийского театра Massimo, перекрывает все ощущения от прежних проектов. Премьера прошла в январе 2019 года, и русская публика увидит оперу только на открытии «Лахта центра», который принимал участие в ее создании. Но в записи она доступна на выставке в полном объеме в 2,5 часа. Сиди и смотри.

Ну собственно слушать тоже можно, поют хорошо, 2 партии из главных исполняют русские певцы. Но визуальная сторона все же несравнимо эффектнее и как-то автоматически отключаешься от происходящего на сцене ради происходящего на экране задника сцены. Поскольку AES+F производят категорийные метафоры, то они их продолжают производить и в «Турандот». Хотя это какие-то другие метафоры – они и предсказания. и откровения в одном флаконе. Актуальные в будущем общественные тренды переплетены с личными страхами художников, работает сознание в паре с воображением. Результаты чудовищные. Несколько метафор вообще убивают наповал с одной стороны загадочностью, с другой – определенностью.

Китай 2070 года с жестокой киберфеминистической принцессой Турандот. Что-то типа подводного царства из лондонских «огурцов» (небоскребов Мэри-Экс), только розовых и фиолетовых и биоморфных. Патрулирует красный дракон в виде ската или камбалы. Перемещаются туда-сюда гигантские типа силиконовые демонические существа с женской грудью и змеевидными руками-ногами-хвостами с хватательным концом, сидящие на высоких подставках, похожих на мужские половые члены, вырванные из контекста. Некоторое количество мужчин разных рас собираются улучшить, отрубив сначала головы. Гильотинный срез шеи как в мясной лавке, движется конвейер голов. Ну и потом в улучшенном мире гигантская мохнатая кокетливая женщина-кошка, результат радиации? Гигантская китайская ляля в памперсе, надутая резиновая кукла? Магический маньеризм никуда не делся, все суперэстетично, но магический натурализм вселяет просто ужас. Иногда кажется, что все слишком медленно и детально и саспенса многовато, но потом понимаешь, что иначе не прочувствовать происходящее и не задуматься о будущем.

Кстати, красно-золотой шатер «Исламского проекта» с красными подушками внутри, в который надо входить, понятное дело, сняв обувь, к концу вернисажа обжили дети-зрители. Они там прыгали и скакали как в обычной игровой зоне, не видя коврики с предсказаниями 1996 года – минареты везде. Не видя – по росту детские глаза до ковриков не дотягиваются. Да и пусть. Всему свое время.

Текст и фото: Марина Гончарова

Предыдущая статья

International Emmy Awards 2019 пройдет в Петербурге

Следующая статья

«Черная пятница» каждый день

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*