Попали в историю. Записки попавших в историю
Попали в историю.
Записки попавших в историю
Текст: Светлана Мазур
Как написать книгу, которую захотят читать? С чего начать, чтобы сделать первый шаг к бестселлеру? Эти вопросы были очень популярны на нынешнем фестивале «Книжный маяк Петербурга». Он проходил с 18 по 20 февраля, а потом наступило 24-е, мы все попали в историю, и желание читателей писать стало еще понятней.
Бежать с любовницей на Богамы или начать писать?
Евгений Водолазкин считает: чтобы написать что-то стоящее, необходим жизненный опыт.
– Опыт – это ведь не просто когда ты жил и что-то видел или тебя жизнь молотком по голове била. Когда молотком по голове и всё – просто ты в шишках будешь ходить. А опыт – это осмысленные шишки, обдуманные, прочувствованные. И вот когда есть опыт, вот тогда можно писать.
Евгений Германович сказал это на том самом «Книжном маяке Петербурга» во время встречи с читателями. Тогда еще не наступили события, изменившие мир, но звучит актуально. Кстати, сам Водолазкин не только известный писатель, он еще и доктор филологических наук, сотрудник Пушкинского дома. Что же все-таки заставило его заняться творчеством?
– Как говорил Умберто Эко, в критические периоды жизни мужчина берет любовницу и бежит с ней на Богамы. А я начал писать. У меня не было любовницы, не было возможности бежать на Богамы, и мне пришлось реализоваться по месту жительства. Но если говорить серьезно, к тому времени у меня был большой опыт занятий наукой, а это рациональный путь познания. Но рациональным путем познается, в сущности, только небольшая часть действительности. Очень многое познается чувством. Сферой, где рациональное объединено с чувствами, является литература… Я понял, что мне нужно идти немножко дальше, чем меня допускает рациональное, и решил писать… Я стартовал довольно поздно. Кстати, как и Умберто Эко, он вообще в 50 лет начал писать.
Бальзак, когда садился писать свои произведения, пил литрами кофе. Моэма вдохновляло чтение Вальтера Скотта, Шиллера – запах подгнивших яблок. Есть ли у Водолазкина ритуал, помогающий поймать музу за руку?
– Я думаю так: вы мне посоветуете какую-то стильную вещь, а я потом буду говорить, что, как кум Тыква, чешу шилом в затылке. Или ем рябчиков, перед тем как писать батальные сцены… А! Я же рыб кормлю в аквариуме! Всё, нашелся ритуал. Хотя, на мой взгляд, если человек более-менее профессионален, он садится на стул – и муза появляется на счет раз. По крайней мере, у меня так. Я никогда не жду вдохновения, меня к этому приучила работа в науке. Привычка сесть и работать перешла в наследство от меня ученого ко мне литератору… Главное – начать. Это не требует каких-то вложений: сел да пиши.
Ромео и Джульетте жениться запрещают дети
Книжный петербургский фестиваль действительно стал своеобразным маяком для читателей, желающих стать писателями. Организовали даже мастер-класс по созданию бестселлера. Один из шагов к нему – выбор сюжетного архетипа. Ну то есть существуют вечные темы – любовь, дружба, борьба за свободу, месть, поиски справедливости и так далее, все они уже многократно описаны. И нужно взять известный сюжет, но постараться выйти за его рамки. Например, участники мастер-класса «Сказку о рыбаке и рыбке» предложили превратить в современную историю о том, как муж хотел улучшить жизнь своей жены, но в результате разочаровал ее полностью.
«Нет повести печальнее на свете, чем о Ромео и Джульетте, жениться которым запрещают дети», – писал журнал «На Невском» несколько лет назад. Речь шла о 70-летних влюбленных. Оба были свободны: давно в разводе, дети в порядке, внуки подросли. Но вмешались разъяренные наследники (испугались за свое наследство), и начались шекспировские страсти с интригами, угрозами и прочими коварными вещами. А сейчас, в связи с последними событиями в стране и мире, эта реальная история вполне может стать основой литературного произведения о том, как политические разногласия детей мешают соединиться двум любящим сердцам.
Дневник пока не писателя
Немало писателей начинали заниматься литературным творчеством, чтобы пережить какое-то потрясение, психологическую травму, «проговаривая» их на бумаге. Это помогало им не только гармонизировать душевное состояние, но и прославиться. Такая письменная терапия – один из самых простых и доступных способов улучшить настроение, справиться с трудностями, избавиться от тревожности и депрессии, решить сложную проблему. К тому же, она развивает творческие способности. Вообще, это нечто вроде медитации, которая вызывает необычный прилив энергии и состояние ясности, когда перо касается бумаги или пальцы клавиатуры. Помогает осмыслить проблему, проанализировать конфликт, посмотреть на ситуацию со стороны, взглянуть на многое иначе, на что-то решиться или от чего-то отказаться. Происходит перезагрузка мозга: когда ты написал – ты понял.
Только писать нужно не для постов в соцсетях, а исключительно для себя, не думая о лайках и дизлайках. Такие личные дневники вели и великие, и простые смертные. А потом многие их записки становились историческими источниками и документами эпохи. Тут важно не только поделиться мыслями и чувствами, но также описать жизненные эпизоды в деталях. Раз уж попали в историю, можно попробовать достоверно о ней рассказать, а заодно избавиться от стресса. Ну а тот, кому удастся осмыслить действительность в увлекательной художественной форме, появится на каком-нибудь очередном «Книжном маяке Петербурга» уже не в качестве читателя, а в образе писателя.
Другие культурные события Петербурга : по ссылке…