Блоги #NaNevskomИскусство

Отмывание красного коня

Текст: Марина Гончарова

Текст: Марина Гончарова

В восторженном хоре, звучащем в год столетия русской революции, я впервые услышала трезвый голос, который посредством отчетливого ряда высокотехнологичных дигитальных метафор доходчиво объяснял, что военный переворот в 1917 году был катастрофическим цирком.
Выставка арт-фотографа Юлдус Бахтиозиной в галерее Anna Nova открылась концептуально – 7 ноября в 19 часов 17 минут (в 19.17). Антиреволюционные по взгляду и революционные по методу видеоперформансы идут на трех экранах, фиксируя действие во времени. Ангел тщательно чистит пылесосом ковер. (Я думаю, это Российская империя). Через определенное число действий, символизирующих октябрьские события, ковер, вывешенный (на просушку?) горит – на первом экране только занялся, на втором обгорел по краям и на третьем догорает. Через определенное число действий, в яркой образной форме преподносящих цирковое революционное шоу, архангел Михаил (я думаю, это он) отмывает красную краску с красного коня. На первом экране – сам весь в подтеках красной краски с красной губкой в руке, на втором – конь уже начинает белеть под бурой водой и на третьем экране Архитстратиг в золотых доспехах и в белом на белом коне уже, как и полагается, на страже. (Я думаю, на страже России, но, может, на страже рая).
Юлдус родилась в смутный период смены русских режимов, на границе несвободы и свободы. У нее как бы не должно быть претензий к исторической судьбе страны. В личном плане она даже должна благодарить революцию за отмену сословных различий и свое будущее рождение – ее дед, татарский князь, никогда бы не смог жениться на крестьянке, если бы не 1917 год.
Но претензии у нее есть.
И выражены они подлинно артистически. Юлдус часто работает как фэшн-фотограф и очень известна в этой роли и в России, и за границей. В своих арт-проектах она использует модный\антимодный стиль для того, чтобы фиксировать ультрасовременные черты социума, самые новые маркеры самой новой психологии и физиологии общества. Поскольку она прекрасно владеет искусством создания видеометафор, ей это удается. И вообще проекты Юлдус еще раз подтверждают традиционное представление о метафоре как о самой короткой дороге для послания публике – то есть пеленг прямо в мозг. А так как метафорой чаще всего оперирует поэзия, можно сказать, что Юлдус – фэшн\антифэшн-поэт. (Смотреть проекты Юлдус, кроме того, очень полезно для развития воображения.)
С архангелом Михаилом неясно – в апокрифах он на красном коне, и ничего, страж всего. Хотя Петрова-Водкина за «Купание красного коня» художественная общественность сначала сильно потоптала, но потом вознесла. Первоначально жеребец, кстати, был гнедой. А как стал красный, превратился в кобылу и красную Россию (это еще в 1912-то году!), а художник, понятно, стал пророком красной судьбы империи. Речь о том, что нечего нагружать идеологией художественные образы и славить революцию как двигатель и возбудитель искусства, поскольку кончиться все может плохо, как сто лет назад. Выставка «Цирк 17» и об этом тоже.
В экспозиции еще эффектные лайтбоксы на темы видеоперформансов, и в рамках выставки пройдет обширная образовательная программа из пяти лекций на темы революции в искусстве – в этом новом пространстве галереи, предназначенном для цифрового contemporary art.
P.S. Рекомендую познакомиться со стихотворением Михаила Кузмина, которое начинается «Не губернаторша сидела с офицером…», очень показательное, правда, цвет коня Михаила-архангела там не обозначен.

Предыдущая статья

JAZZ ACROSS BORDERS, форум-фест

Следующая статья

Афиша на выходные 11, 12 ноября