Город и горожанеНовостиОбщество

Новый этикет без лишних церемоний

ПРЕДЛАГАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В СОЗДАНИИ СОВРЕМЕННОГО ЭТИКЕТА, ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО В ОСТРОУМНОЙ И АФОРИСТИЧНОЙ ФОРМЕ. САМЫЕ УДАЧНЫЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ПРИЛИЧИЯ ДЛЯ ВСЕХ СЛУЧАЕВ ЖИЗНИ ОПУБЛИКУЕМ В ЖУРНАЛЕ «НА НЕВСКОМ» ВМЕСТЕ С ФОТО ИХ АВТОРОВ.

– Подавать визитку левой рукой у них там, видите ли, неприлично. Эта светская шиза мне прям череп просверлила, – возмущается знакомый художник.

Мы сидим в его мастерской, куда набилось много разного народа (мороз пригнал погреться праздношатающихся по вечернему городу), и слушаем рассказ хозяина о недавних приключениях на рауте.
На званую вечеринку он попал случайно и был чужим на этом празднике жизни представителей деловых кругов. Его привела туда одна светская львица, любительница абстракций, чтобы познакомить с нужными людьми. И он действительно разговорился с импортным галерейщиком и уже протянул ему визитку, как вдруг эта самая львица, сверкнув голливудским оскалом, вцепилась бордовым маникюром в руку художника.

– Оказывается, я чуть не нарушил международный этикет – намеревался вручить визитку левой рукой. А нужно правой. Ну что за бред?

– Не бред, а культурный код, причудливый для непосвященных, – посвящает нас в правила приличия поэтесса с философским образованием. Она уже пошерстила в Интернете и выяснила, что в некоторых странах существуют поверья, запрещающие выполнять важные дела левой рукой. А весь остальной мир на всякий случай должен соблюдать это правило. Чтобы не осложнять коммуникацию.

Осложнять международную коммуникацию никому неохота, поэтому мы дружно погружаемся в Сеть и обнаруживаем неожиданные для себя этические нормы. В Китае не принято уступать даме место. В Англии комплименты типа «Какое у вас красивое платье!» или «Как восхитительны пирожные!» расцениваются как бестактность. Французы могут запросто перебивать собеседника – это у них там комильфо. В некоторых странах хорошим тоном считается возвращать подарки разорившемуся человеку.
По поводу возвращения подарков возникает стихийная дискуссия, плавно перетекающая в обсуждение: а нужен ли вообще нам этикет? Доминируют три мнения.

1. Этикет для человека – как этикетка для продукта: может создать положительный имидж, пока не раскусят.
2. Правила приличия лишают нас естественности, и надо их отменить, «дабы дурь каждого видна была».
Здравомыслящий человек и так, мол, догадается, что разговаривать с набитым ртом все-таки неудобно, ломтики яблока, в отличие от груши, вполне прилично есть руками – с них сок не стекает, помаду девушке можно дарить только в том случае, если в ближайшем будущем собираешься ее целовать, инструкторам по катанию на сноубордах не обязательно давать чаевые, а модные англоязычные сокращения типа TNX (Thanks – «Спасибо»), ASAP (As soon as possible – «Как можно быстрее») и 4U (For you – «Для вас») в официальных письмах лучше не употреблять.
3. Хочется обойтись без лишних церемоний, но и бесцеремонность нежелательна.
Третий вариант оказался в нашей компании самым популярным. То есть этикет все-таки нужен, однако необходимо его обновить, приспособить к современным реалиям. Вот я, к примеру, в одном офисе наблюдала такую картину: менеджер лет тридцати непременно вставал, как только к нему подходила сотрудница абсолютно любого возраста, положения и вероисповедания. А так как подходили они к нему часто и по делу, то его хорошее воспитание мешало нормальной работе. И что сказали бы феминистки, обнаружив подобное покушение на равноправие полов?

Ни к чему игнорировать реальность. Скажем, занятых людей лучше не тревожить телефонными звонками, а эсэмэсить до умопомрачения – это новое правило хорошего тона уже давно в топе.
Жизнь вносит свои коррективы. Главное – вовремя их обнаружить.

Предыдущая статья

Девушки стреляют не только глазами

Следующая статья

Пушкин, Прокофьев, Осетинская