Блоги #NaNevskom

Москва златоглавая

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото: Марина Гончарова

Столица приближается к своему 870-летию. Русский музей выставил по этому поводу в Строгановском дворце двести фотографий Москвы 1860-1900 годов, сделанных известными фотоателье и отдельными мастерами.
Период интересный. В Петербурге, который моложе Москвы чуть меньше, чем в три раза, это позднее необарокко, эклектика и ранний модерн. В Москве же преобладает псевдорусский стиль, боярские терема и ярославские церкви. Многое из архитектуры тех лет было впоследствии уничтожено в рамках сталинской соцреконструкции, возможно, именно по причине славянской эстетики, которую большевики, видимо, воспринимали как проводник православия и религии вообще.
Во всяком, случае в Петербурге так и случилось. Уничтожены были, в основном, церкви московского типа, огромные, яркие, построенные во время грандиозной русификации Петербурга, в очередное сближение столиц примерно в этот период. А в первой половине XIX века, после пожара 1812 года, была сделана глобальная попытка новой застройки Москвы путем превращения ее в ампирный Петербург. Лет за пятнадцать продвинулись так далеко, что люди, уехавшие в свое время за границу, по возвращении город не узнавали – дико красивый, но совершенно чужой. Процесс остановили, позволив Москве остаться самой собой на своих семи холмах.
От этих событий в Москве осталась регулярная Театральная (бывшая Петровская) площадь перед Большим театром. А в Петербурге – Спасо-Конюшенная церковь, или Спас-на крови, который имеет даже московскую ментальность – это обетный храм. В то время как церкви Петербурга, в основном, были полковые, по видам войск, связанные с армией и флотом так или иначе, что характерно для петербургской ментальности. Кстати, торговые ряды типа пассаж были очень похожи в обеих столицах, получается, что ментальность торговли везде одинаковая.
Выставка побуждает зрителя погрузиться в историю России и сравнивать две столицы в их взаимодействии, взаимообмене и противостоянии. Очень понятны становятся мотивы Петра I, мечтающего построить новую европейскую столицу, когда видишь его родовое гнездо – дом бояр Романовых. По-новому воспринимаешь князей Юсуповых на фоне их московской резиденции, которой они были верны почти двести лет и где снимал флигель Александр Пушкин. Или вот один из первых московских храмов – храм Николая Чудотворца в Хамовниках, действующий более четырехсот лет. Прихожанином был Лев Толстой, живущий недалеко. А в 1970-80е годы Никола в Хамовниках был культовом местом для московской молодежи.
Часть уничтоженной в 30-е годы прошлого века московской сакральной архитектуры восстановили в 1990-е годы, сразу же после наступления эры демократии. Например, храм Христа Спасителя, прекрасную в буквальном смысле слова часовню Иверской Божьей матери и другие объекты. И это замечательно. Кстати, если бы разрушили Кремль, то восстановить его так быстро бы не удалось: на данный момент Кремлевский ансамбль – самый крупный в Европе из сохранившихся крепостных ансамблей.

Предыдущая статья

Афиша на выходные. 7-8 июля

Следующая статья

Мой Невский