Лики войны. Выставка «Подвиг народа»
Выставка «Подвиг народа» Лики войны.
Братья
Текст: Галина Сергеева
Выставка «Подвиг народа»
Как изобразить на холсте войну? Как передать недоумение и поднимающуюся из глубин души горечь, когда в городе, который ты знаешь и любишь, вдруг начинают летать снаряды? Петербургский художник Александр Новоселов придумал, как. Без батальных сцен. Без смакования горя. Только лица героев. Выставка «Подвиг народа»
В его мастерской все соседствует со всем. Натюрморт с портретом, большое живописное полотно — с пейзажным наброском. Детские вещицы – с рисовальными столиками, палитрами, подрамниками. Впрочем, картин в мастерской не много: на лето они разлетелись по разным выставкам. Продолжается посвященная Победе в Великой отечественной войне выставка в артиллерийском музее, идет персональная выставка в Новгороде.
Осень в деревне
Несколько работ Новоселова и его супруги экспонируются в Союзе художников в рамках празднования 90-летия Союза. Они живут и работают в огромной мастерской. Александр, Татьяна, его жена, тоже художница, и шестеро их детей. Здесь много света во всех смыслах этого слова. Света, даваемого большой семьей.
Свет Караваджо
Уже в дипломной картине (художник закончил институт им. Репина) Александр начал осмысливать тему войны. Художник решает ее не с помощью нагнетания ужаса, изображения кровоточащих ран и кричащих ртов. Пронзительность его работ достигается иными средствами.
Сестра
Через сюжет, пластику героев и игру света. Пятно на груди раненого бойца (картина «Сестра), которого держит на руках сестра милосердия, вроде от разрыва снаряда. Но теплый этот свет имеет словно бы мистическое происхождение: он лечит и дает надежду. В работе со светом, в пластических приемах Новоселов старается подражать любимому Караваджо.
— Я вдохновляюсь творчеством этого итальянского живописца и продолжаю у него учиться. Что до сюжетов, то они ко мне приходят по наитию. Верно говорится, что любой художник, будь то писатель, поэт, музыкант – это антенна, проводник задумки свыше. Верующий человек назовет это откровением.
Во многих его картинах прочитываются библейские сюжеты. Новоселов показывает неоконченное (на взгляд человека без художественного образования, вполне завершенное) произведение «Пересвет и Челубей». Богатырь в древних воинских доспехах пронзает копьем врага, уже сваливающегося с коня и находящегося в нижней части полотна. Сразу возникают аллюзии к каноническому изображению Георгия Победоносца, повергающего Змея.
— Пластическая задача была показать легендарный поединок Добра со Злом не во фронтальном столкновении, как обычно изображают битву Пересвета и Челубея, а в вертикальной плоскости. Столкнуть эти же образы, показав Зло уже поверженным. Эта картина — из серии «Русское поле», задуманной как попытка объединить исторический, жизненный и национальный опыт. Воспеть поле как очень душевный образ сердца России.
Александр Новоселов
Александр Новоселов работает на факультете живописи в Академии художеств, в мастерской станковой живописи и композиции под руководством академика Хамида Владимировича Савкуева. А начинал рисовать подростком, ходил в художественную школу. По выходным ездил с проспекта Просвещения в центр города — учился живописи у известного советского художника Федора Егорова. Участник трех войн, Егоров в 1942—1943 годах выполнил оформление въезда на Ледовую трассу Дороги жизни и первого поезда, пришедшего в Ленинград после прорыва блокады. К сожалению, через пару лет занятий по воскресеньям Егоров ушел из жизни, успев поздравить Новоселова с поступлением в художественное училище.
С преподавателями ему везло. Композиционные наброски профессора А.А. Мыльникова, литографии А.А. Погосяна, гравюра А.В. Дурандина, живопись Б.В. Лесова и первого учителя Егорова висят на почетных местах. На стенах кухни, прихожей, коридора – многочисленные портреты работы самого Александра, на которых изображены любимые жена и дети.
Лики войны
Эта квартира-мастерская хранит и память о предках. О бабушке Екатерине Викторовне Бубенщиковой, капитане медицинской службы, участнице войны с июля 1941-го, и дедушке Аркадии Павловиче Новоселове, тоже военном медике, погибшем в сорок четвертом. И особенно – о другом дедушке Евгении Ивановиче Оленеве, прошагавшем на запад через города и поселения, которые сегодня у всех на слуху. Ворошиловград (Луганск), Макеевка, Горловка, Сталино (Донецк), Бердычев, Брест… и конечная точка. Берлин.
Донбасс
Донбасс для него стал родным благодаря жене Татьяне. Там жили ее родственники и бабушка, там она училась в художественном училище. После женитьбы супруги часто посещали Донецк. Знакомые художники пригласили поучаствовать в богоугодном деле. В составе группы художников Новоселов восстанавливал роспись Донецкого Спасо-Преображенского кафедрального собора. Российские и украинские коллеги работали вместе. Шел 2012 год. А в 2014-м запланированная поездка уже не состоялась…
— Картина «Донбасс» окончательно сложилась в 2015-16 годах. Она документальна. Лишь центральный образ матери с ребенком да несколько шахтеров – это символические образы. Остальные персоналии – исторические. Погибшие и ныне живущие. Дети и пенсионеры, вынужденные сидеть в подвалах, военкоры, представители духовенства, легендарные ополченцы. Танина бабушка тоже здесь.
Сегодня лики Донбасса можно рассмотреть в артиллерийском музее. С картины смотрят журналисты Антон Волошин, Игорь Корнелюк, глава ДНР Александр Захарченко, легендарные ополченцы Гиви и Моторола.
— Я часто думаю, как нынешние события воспринял бы мой дед, ушедший в 2009 году. Но уверен: в тяжелые времена он был бы со своей страной, со своим народом, со своей армией.
Провожать меня вышел тринадцатилетний сын Новоселовых Александр. В руках – маленький подвижный робот. Саша заставил его покрутить квадратной головой и поднять маленькую руку в знак прощания.
Интервью с интересными людьми нашего города : по ссылке…