КультураКультура

Кукольный дом

Театру марионеток им. Е. С. Деммени – 100 лет. Как писали в прежние времена, он ровесник Октября. Стоит вдуматься: вокруг хаос, а в Петрограде 1 декабря 1918 года подписывают декрет о создании театра кукол. Первого в России. Деревянных артистов учили двигаться величайшие хореографы, а костюмы и декорации создавали лучшие художники. Что надо знать о Театре Деммени?

ЗАКУЛИСНЫЕ СЕКРЕТЫ

В Театре марионеток им. Деммени, понятное дело, главная хозяйка – марионетка. Она вообще аристократка кукольного мира. О ней писали ученые мужи Геродот и Аристотель. В театре марионеток есть место и другим куклам – Петрушкам, куклам на тростях, маппетам. А вот вы когда-нибудь задумывались, почему в одном спектакле герои – планшетные куклы, в другом – марионетки, в третьем – куклы на тростях? Выбор зависит от драматургического материала: если, допустим, корпулентный Мойдодыр хорош как планшетная кукла, то особенности летающих и ползающих насекомых отлично выражают гибкие марионетки. Кстати, выбор кукол не самая сложная задача для режиссера детского кукольного театра. А вот как наполнить глубинным смыслом «Муху-цокотуху» – задачка посложнее, чем постановка «Гамлета». Кстати, и актерам-кукольникам порой требуется больше мастерства, чем их коллегам на драматической сцене. Те похлопочут своим лицом – и, пожалуйста, аплодисменты. А тут надо оживить неживую материю, а оживив, не допустить хаоса на сцене. Ведь те же марионетки могут упасть, запутаться. И наступает момент ответственности, как в операционной: ножницы, скальпель, стоит много людей. Кукольник должен принять решение: разрезать нити – не разрезать. В секунду. Если этого не сделать, не выйдет на сцену эта кукла, другая, третья… Кукла проявляет свой характер не только в руках артиста, но и в руках кукольного мастера. В его мастерской вы не найдете двух одинаковых персонажей, даже если они будут сделаны по одному и тому же эскизу художника. Так что мир кукольного театра полон скрытых страстей и особой магии.

НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ ТЕАТР

Ответственность у кукольников чрезвычайно велика – именно от них во многом зависит, затянет ли зрителя мир театра или оставит равнодушным на долгие годы, а может быть, и на всю жизнь. Тем более что сегодня живым куклам приходится выдерживать конкуренцию с экранными и компьютерными спайдерменами. Но Эдуард ГАЙДАЙ, главный режиссер Театра марионеток им. Е. С. Деммени, уверен: есть надежда…

– Да, мы говорили, что у нас первый театр – вначале ребенка к нам приводят, а потом, если мы затянем его в этот мир, он с какого-то возраста будет сам ходить в театр. Или не ходить. И во многом это зависит от нас… Сегодня нам сложнее – мы вступаем в некий конфликт с современностью. Прежде достаточно было показать двигающуюся на нитях куклу, и это уже вызывало некое удивление. Сейчас детей, приученных к виртуальной реальности, летающей марионеткой не удивишь – мало ли. И, казалось бы, театр теряет позиции, должен умереть. Где ему конкурировать с высокими технологиями. Но мы наблюдаем возрождение интереса к кукольному театру. Во всяком случае, оптимизм внушает одна мысль: театр – это живое. Даже если это кукла, даже если зрители не видят артиста, который водит марионетку, все равно это действует сильнее, чем фигуры на экране. И все-таки есть какая-то магия в том, что это происходит на сцене здесь и сейчас. Существует версия: люди ходят в театр из-за… его несовершенства. На экране, в компьютере все раз и навсегда «прописано». А в театре никто не знает, как пойдет спектакль. Мы все время находимся в режиме премьеры.

«По происхождению – дворянин, по образованию – военный, по устремлениям – актер», – так писал о себе Евгений Деммени, чье имя сегодня носит Театр марионеток. Однажды в 1923 году, гуляя по Невскому проспекту, он увидел в витрине комиссионки старинные куклы французского театра Гиньоль (по-нашему «Петрушка»). Молодой человек их купил и решил создать свой кукольный театр. Кстати, долгое время он предпочитал не марионетку, а куклу Петрушку, и сам мастерски ею владел. Маршак называл Деммени «нарком Петрушки». Он говорил: «Учитесь, друзья, у наркома Петрушки – до старости лет не бросает игрушки».

ИСТОРИЧЕСКИЙ НЮАНС

Изначально в сумрачном 1918 году театр марионеток основала Любовь Шапорина-Яковлева. В то же время Деммени создал свой театр Петрушки. Вскоре Шапорина-Яковлева эмигрировала, а Деммени принял в свою труппу марионеток, объединив два театра. За 45 лет Евгений Деммени поставил около 150 спектаклей, в том числе по произведениям Шекспира, Мольера, Сервантеса, Свифта, Гоголя, Чехова.

Театр Деммени во многом «самый первый». В чебурахтанье тоже. Именно на этой сцене – еще до знаменитого мультфильма – ожил лохматый и ушастый Чебурашка. Кстати, вначале у него были более острые ушки. Первая исполнительница роли этой неведомой зверушки Фаина КОСТИНА (Эдуард Успенский окрестил ее «первым Чебурашкой Советского Союза») и сейчас не расстается со своим героем, демонстрируя в разных странах интерактивную выставку театра «Волшебный мир петербургских марионеток».

«Чебурашка очень популярен за рубежом, – рассказывает Фаина Ивановна. – Книжка Успенского переведена на 38 языков, а японцы просто сделали его своим «нацио­нальным героем». И где бы мы ни были, везде есть наши зрители, для которых Чебурашка – это их детство. Кто-то плачет, увидев его вновь, кто-то улыбается. Иногда даже целуют!»

Юный Фриц – одна из самых важных кукол в коллекции театра. Он побывал на фронтах Великой Отечественной, причем с нашей стороны. Фронтовая бригада Театра Деммени в перерывах между боями развлекала памфлетом Самуи­ла Маршака «Юный Фриц». История этого «истинного арийца» начиналась с колыбели, когда его матери, «толстой женщине в папильотках», гадалка предсказывала:
«Юный Фриц, ваш сынок,
Будет статен и высок,
Точно Геринг будет строен
И такой же храбрый воин;
Точно Гитлер будет Фриц
Белокур и белолиц;
Будет он собой хорош и на Геббельса похож!»

Бойцы, разумеется, хохотали, особенно при появлении Гитлера с глазами навыкате. Однако судьба немецкого мальчика страшна – он пишет доносы на родителей, поступает в гестапо, воюет и, наконец, превращается в обезьяну.

Эта марионетка – школяр, который побывал в раю. Более того, он побывал на телевидении. Дело было в 1939 году, за десять лет до того, как в советских домах стал появляться крошка «КВН-49» с огромной линзой. Загадка, почему Деммени для первого кукольного спектакля на телевидении выбрал фарс немецкого поэта и драматурга XVI века Ганса Сакса про весьма сомнительного персонажа, который, желая получить у доверчивой крестьянки деньги и одежду, рассказывал о «бедственном» положении ее первого мужа в раю. «Он бродит без штанов в раю, лиловой шляпою покрыт и простыней едва прикрыт…» – согласитесь, звучит странно в стране побеждающей индустриализации.

ПРАЗДНИЧНАЯ ПРЕМЬЕРА

За кулисами в одной из комнат висят на ниточках эльфы в нарядных костюмах – точеные, грациозные, таких видишь на картинах средневековых мастеров. Оказывается, это не эльфы, а персонажи «Спящей красавицы» – главной премьеры юбилейного сезона. По задумке художника спектакля Владимира Фирера, у каждого в руках цветочный венок, как в знаменитом балете Чайковского. Так и есть – в основе «Спящей красавицы» не сказка Перро, а либретто балета, поставленного Мариусом Петипа 128 лет назад. Кстати, кукольникам Театра Деммени помогает Николай Цискаридзе. Удивляться, что общего у деятелей балета с куклами, не стоит. В дореволюционную эпоху в императорской балетной школе танцевали не только люди, но и куклы, их было около двух сотен – с помощью деревянных, изысканно одетых марионеток учителя отрабатывали хореографию всевозможных пируэтов и па-де-де… Почему «Спящая красавица» к юбилею? Похоже, кукольники заворожены магией чисел – 200-летием Петипа и сотней лет, которые проспала принцесса.

Художник спектакля «Книга чудес» ЕКАТЕРИНА АКСЕНОВА знает все о рождении образов будущих персонажей:

– Иногда бывает, что очень долго не можешь представить себе персонажей будущего спектакля. Пока вдруг не увидишь одного из них. Причем это может быть вовсе не главный герой. Не царь и не принцесса, а какой-нибудь мимо проходящий старец. Но вот ты его увидела – какое у него выражение лица, какой формы у него нос, глаза, увидела морщины. И начинаешь создавать мир вокруг него. У этого персонажа появляются друзья и недруги, каждый со своими особенностями. И ты уже знаешь: если у тебя герой с носом-картошкой, то у его недруга, наоборот, нос должен быть длинный. Весь фокус в столкновении противоположностей. Но главное, ты уже видишь черты и этого, другого персонажа. Многие думают, что сложнее всего придумывать острохарактерные куклы. Но на самом деле, наоборот, куда сложнее сделать кукольных красавцев, не потеряв их индивидуальность – здесь не спрячешься за яркими чертами лица, за выразительными глазами, за кривой ухмылкой…

И вот тебе представился герой. Ты начинаешь рисовать, лепить, появляются первые эскизы… Я это делаю вживую – не люблю компьютер, в этот процесс создания должна включаться рука. И это, конечно, волшебство – лепишь-лепишь, и вдруг появляется кукла. Не детская, безмолвная, а Кукла с большой буквы. Она начинает жить, диктовать свои законы: какой она хочет быть, во что она хочет быть одета. Ты перестаешь воспринимать ее как материал. Не случайно мой мастер говорил: «Театральных кукол нельзя выставлять за стеклом». И это правда – за стеклом они теряют свою энергию.

АКТЕРСКОЕ ТРИО

В их руках жизнь и судьба кукол. Они не мыслят своей жизни вне этого мира. Молодые актеры рассказали, чем для них уникален кукольный театр.

КРИСТИНА РОМАНОВА. Кукольный театр – это очень тонкое искусство, оно требует настоящего мастерства. И это очень интересно. К тому же в этом театре никогда не знаешь, что будет завтра – он дает возможность сыграть абсолютно разных персонажей. В драматическом театре огромную роль играет фактура. Ты не можешь, например, похудеть за несколько недель, чтобы стать Принцессой – ты заложник своего тела, своего голоса, своей пластики. А в кукольном театре ты можешь перевоплотиться в абсолютно любого персонажа.

…Почему кукольный театр и сегодня интересен зрителям? Наверное, потому что это в любом случае волшебство. Человек понимает, что его сейчас немножко обманут, но он не может устоять перед магией, когда предмет, который не может двигаться, вдруг оживает. И он со спектакля выходит с полным ощущением, что ему показали волшебство, сказку. Этим кукольный театр и привлекает…

АНДРЕЙ ЖИРКЕВИЧ. Пожалуй, любой кукольник изначально идет на драму. А уже потом попадает на факультет театра кукол. Поэтому, наверное, куклы – это судьба. Если однажды в историю попадаешь, то почему-то ты в нее погружаешься навсегда. Плохое сравнение, но по-другому не скажешь: это как болезнь, как зараза, которая пристает к тебе на всю жизнь, и ты не можешь от нее отвязаться. И остается ее использовать по максимуму.

…Вы знаете, у каждой куклы свой характер. Но это как с человеком – как ты к ней относишься, так и она относится к тебе. Если ты ее любишь и уважаешь, то она будет в твоих руках послушной, а если не любишь – будет путаться нитями, всячески мешать тебе играть.

…И не бывает такого, что тебе показывают куклу, а ты ее не воспринимаешь – все равно, кого бы ты ни взял, персонаж будет только таким, каким его сделаешь ты. Так что все зависит от актера…

АНАСТАСИЯ БУЛЫГИНА. Знаете, работа в театре кукол – это как продолжение детства. Помню, когда я в первый раз взяла в руки плюшевого медвежонка, героя спектакля «Умка», мне захотелось эту куклу показать, как в детстве. В этом находишь такое удовольствие! И мне очень нравится играть для детей. У нас есть интерактивные спектакли, где дети сидят совсем рядышком – и так здорово видеть, как они тебя слушают, как смеются. Сама заряжаешься от них позитивным настроением.

…Иногда я задумываюсь: вот дети, которые к нам приходят, они же играют в компьютерные игры, смотрят мультики. Чем куклы могут быть им интересны? Но ведь смотрят наши спектакли с удовольствием, подключаются к тому, что происходит на сцене. Наверное, все дело в том, что потребность в «живом» не умрет. По себе помню, когда в детстве меня водили в театр кукол, мне казалось, что куклы на сцене живые. И придя домой после спектакля, я боялась уронить игрушки, причинить им боль и была уверена, что они могут ожить в любую секунду…

И, наконец, о событиях юбилейного сезона от директора театра Наталии Луневой:

– Мы решили отмечать 100-летие нашего театра в течение всего сезона, чтобы было интересно не только коллективу, но и городу, нашим зрителям. В сентябре прошла премьера спектакля для самых маленьких зрителей «Книга чудес». В октябре с большим успехом показали в Москве «Гулливера в стране лилипутов», «Любовь к трем апельсинам» и «Золушку». Перед этим побывали в Турине, представляя нашу культуру в федеральном проекте «Цветы России». В ноябре завершили съемки фильма о театре, в котором в увлекательной форме рассказано о самых интересных страницах его истории и сегодняшнем дне. А 23 ноября совместно с Музеем музыкального и театрального искусства откроем ретроспективную выставку «100 лет Театру Деммени. Впервые в России и Европе». 1 декабря, в день 100-летия со дня учреждения театра, состоится праздник для многодетных семей. 22 декабря – премьера спектакля «Спящая красавица». Потом традиционно последует театральный марафон под названием «Новогодние каникулы». В феврале мы отметим юбилей еще одного нашего легендарного спектакля «Куклы и клоуны». Ему исполнится 90 лет. В марте праздником на сцене отметим день рождения Евгения Сергеевича Деммени. А 12 апреля состоится юбилейный вечер, посвященный 100-летию театра. Завершится сезон международным фестивалем «КукArt», который в этом году будет посвящен Театру Деммени.

Елена Боброва

Фото: Дмитрий Колосов

Предыдущая статья

«Новогодний концерт»

Следующая статья

ВАШ КОСМЕТОЛОГ. ЭКСПРЕСС-ПРОЦЕДУРЫ

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*