Блоги #NaNevskomИскусство

Красота по-петербургски

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото: Марина Гончарова

Виталий Пушницкий – один из самых влиятельных и успешных современных русских художников. Британское издание Phaidon в 2011 году внесло его имя в список из ста пятнадцати художников мира, определяющих новые перспективы в живописи. Он был в этом списке единственным русским художником. На персональной выставке Пушницкого в Новом музее в основном картины из сдвоенной серии Tribut и Painting, «Подношение и Живопись». Подношение как дань уважения и признательности мастерам разных периодов, и живопись как процесс, как стиль и как метод.
Пушницкий родился в Петербурге и окончил Академию художеств. В результате в нем накопилась невыносимая концентрация красоты, в принципе несовместимая с современной жизнью. Осознав это еще в студенчестве, он до сих пор пытается избавиться от прекрасного груза и одновременно продолжает его нести. Обладая великолепной техникой и применяя новые технологии, он сохраняет прошлое для настоящего и, наверное, для будущего. Он выбрал путь равновесия, середину дороги – между традицией и ее отрицанием. Веласкес, Тернер, Магритт, Дали, Рубенс, Ван Гог в образе ковбоя, Гварди в образе Казановы и Тициан в образе мухомора – его живопись с разными интонациями фиксирует смешанное время в новых образах.
Главный же образ творчества Пушницкого – время, он опровергает первенство языка. Это возможно только в стремлении остановить время. В данном случае средствами визуального искусства, которое производится сейчас по той же схеме, что и всегда, – холсты, подрамники, мольберты, краски, кисти. И корабль плывет. Баржа, груженная инструментарием художника, безо всякого ущерба проплывает сквозь века и тысячелетия.
В экспозиции на двух этажах легко заблудиться, входя в полотна как в зеркала. В них нет пугающей мистики и нет сказочной магии, в них есть приглашение: «Приходи на меня посмотреть». Приходи посмотреть, кто мне дорог и как я пишу свои картины. Потому что это тоже останавливает время – гении прошедшего не становятся хуже или лучше, и мастерские художников продолжают бытовать в почти неизменном виде. Так Пушницкий наблюдает мир и самого себя, двигаясь в когда-то выбранном направлении. В направлении от одной красоты к другой.

Предыдущая статья

КАПЕЛЛА. Наш выбор

Следующая статья

Ленинградская весна 1953