Город и горожанеИскусствоСобытия

Карл Брюллов в Русском музее, собрание картин

Карл Брюллов, среди жителей города и сам художник

До середины весны в Русском музее проходит выставка самого солнечного художника – Карла Брюллова. Экспонируется более трехсот его работ из разных музеев России, некоторые представлены впервые. А самая знаменитая их них, конечно же, «Последний день Помпеи». И вот что интересно: я столько раз видела эту грандиозную картину в Русском музее, но путешествие с гидом по выставке «Великий Карл» заставило посмотреть на нее другими глазами.

Текст: Ирина Бармина

Карл Брюллов в Русском музее

 Последний день Помпеи мог быть не таким

Рассматривая картину Брюллова, кажется, что этих несчастных людей огненная лавина застала врасплох. На самом же деле извержение Везувия в 79 году нашей эры шло больше суток, и все, кто хотел, могли покинуть город. Одни так и сделали, а другие, возможно, проявили беспечность, решили, что обойдется: ну не первый же раз стихия бушует. В результате погибло около двух тысяч человек. Среди них был известный ученый-натуралист Плиний Старший, который специально приплыл на корабле посмотреть на разгул стихии, задохнулся пеплом и умер.

Кстати, этот самый вулканический пепел выступил в роли консерванта: неизвестно ни одного другого откопанного города в такой идеальной сохранности. На сегодняшний день Помпеи раскопаны лишь на три четверти, так что впереди еще много открытий.

Активные раскопки начались в 18-м веке. Оказаться в их зоне было не так просто требовалось разрешение самого неаполитанского короля. Чтобы его получить, архитектору Александру Брюллову (его очень интересовали римские бани, их устройство и размеры) пришлось поработать местным придворным художником. Раскопки его поразили, и он сразу стал зазывать на них младшего брата, рассказывая ему в письмах, как он ходит по сохранившимся улицам I века. Брата звали Карл.

Лирическое отступление про воспитание гениев

Настоящая фамилия Брюлловых Брюлло. Французская семья приехала в Россию из Франции по приглашению Екатерины II, спасаясь от гугенотов, поселилась в Петербурге на Васильевском острове. Отец, мастер по резьбе по дереву, стал преподавать в Академии художеств, а из всех своих четырех сыновей решил воспитать гениев. Методика жесткая, если вдруг кто захочет воспользоваться: рисовать всегда, везде и все, что видишь, прямо с утра; не выполнил задание остаешься без завтрака. В результате такого недетского детства все братья Брюлло действительно стали успешными художниками. Вот, например, старший брат Александр (на выставке есть его портрет), художник-аквалерист и архитектор, строил Пулковскую обсерваторию и Михайловский театр, оформлял интерьеры Зимнего дворца после пожара. Чем не блестящая карьера? И все же в историю вошел его младший брат.

В Академии художеств рожденного в Петербурге Карла Брюлло чуть не на руках носили, его ученические работы считались образцовыми, их заставляли перерисовывать других учеников. А когда он вместе со старшим братом отправился на стажировку в Италию, Александр I русифицировал их фамилию – подарил ей букву «в».

Картина с историей города Помпеи и художника Брюллова

В смысле – все не то, чем кажется?

«Последний день Помпеи» Карлу Брюллову заказал промышленник Анатолий Демидов, который хотел подарить ее Николаю I. Первые 3 года художник к картине не приступал, потом целый год очень активно над ней работал и еще два года выписывал детали.

Последний день Поппеи в Русском музее. Карл Брюллов в Русском музее Последний день Помпеи мог быть не таким

Эта картина гордость Русского музея

Она появилась на свет в 1833 году в Италии и произвела там фурор. А вот в Париже ее приняли без энтузиазма: ну да, хорошая работа и не более того. Даже углядели в ней какие-то казачьи мотивы, что уж совсем нелепость. Ну а потом путешествие на корабле в Россию в качестве подарка императору. И здесь невероятный успех. Брюллову предложено стать придворным художником. Хотя реакция критиков и простых зрителей была разной. Например, главный искусствовед Серебряного века Александр Бенуа увидел в ней лишь «надутый, но выдержанный пафос».

И по сей день для кого-то «Последний день Помпеи» не более чем красивая, прекрасно написанная картина. Другие находят в ней главный смысл выбор людей в условиях катастрофы: один спасают семью, другие тащат в мешке имущество. Среди персонажей найдете и самого Брюллова со своим сокровищем ящиком с красками на голове. И обратите внимание на женские лица это лицо Юлии Самойловой, очень красивой, независимой и богатой подруги художника.

Чего горожане боятся больше извержения вулкана или свержения власти

А некоторым зрителям непонятно: почему в картине про вулкан нет самого вулкана, а только огненные отблески? И вообще, есть ощущение, что люди в ужасе не от стихии, а от падающих на их головы статуй. Может, это символ свергнутой власти, страх перемен? Во Франции как раз произошла вторая революция, когда династию Бурбонов вторично свергли с престола. Это случилось в 1830 году – в это время Карл Брюллов и приступил по-настоящему к работе над картиной. Не это ли событие вдохновило художника? Возможно, французскими революционными событиями и объясняется сдержанная реакция парижан?

Но вреден север для меня

Большую часть жизни Карл Брюллов работал в Италии, там он написал все свои шедевры. Эта страна его вдохновенье. Жуковский в шутку называл его Карлом Буонарротьевичем, сравнивая с Микеланджело Буонарроти. В Петербург он регулярно возвращался, но после яркой и жаркой Италии все здесь ему было сумрачно и холодно. К тому же донимала обязанность придворного художника. В этом качестве он написал множество портретов, а вот небо Исаакия ему не удалось.

По контракту Карл Брюллов должен был расписать в Исаакиевском соборе плафон: Богоматерь на престоле, апостолы и несколько библейских сцен. Работал летом, в храме была повышенная влажность, а рядом шлифовали гранитные колонны. Брюллов надышался пыли, простыл, заболел и не смог продолжить работу.  Глядя из окон Академии художеств на Исаакий, он говорил: «Я мог бы расписать небо, но небо не расписано». Грандиозные эскизы росписи плафона также представлены на выставке.

Гордость Русского музея на выставке «Великий Карл»

На выставке «Великий Карл», посвященной 225-летию художника, пред публикой предстал «Последний день Помпеи» после реставрации.

Карл Брюллов, среди жителей города и сам художник

До середины весны в Русском музее проходит выставка самого солнечного художника – Карла Брюллова. Экспонируется более трехсот его работ из разных музеев России, некоторые представлены впервые. А самая знаменитая их них, конечно же, «Последний день Помпеи».

 

Значимые события из мира искусств г. Санкт-Петербурга : по ссылке…

Предыдущая статья

Шоу-программа «Французский поцелуй»

Следующая статья

концерт Тебе, солдат, мы посвящаем…