Блоги #NaNevskom

Императорская столица

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото:
Марина Гончарова

Не знаю, задумывался ли кто-то о том, что Эрмитаж – это гигантское колесо обозрения культуры, которое катает на себе более трехсот тысяч человек в день и почти четыре миллиона в год. Что это гигантская культурологическая машина, которая производит продукт приобщения публики к роскоши царского дворца. Что это огромное прогулочное пространство в садах нескончаемой красоты. Что это отдельный город, так сказать, миниполис Зимний в мегаполисе Санкт-Петербург.

Ну вот посмотрела вторую в новом арт-сезоне временную выставку, экспозиции обеих – «Лейденской коллекции» и «Императорских столиц» – составлены по одному и тому же принципу парности работ. То есть Эрмитаж находит для картины партнерской стороны пару в своей коллекции. В данном случае, представлено четырнадцать картин из Вены и четырнадцать картин из Петербурга. Остроумный принцип и обеспечивает равноправие сторон. Теоретически. Эрмитажу такое сопоставление визуально невыгодно, он не выигрывает. К тому же, обе экспозиции небольшие и не слишком эффектные, они вписываются в окружающую среду и практически растворяются в ней, не несут какой-то отдельный особый месседж зрителям.

Масштаба не хватает катастрофически. Последняя большая временная выставка, которая охватила и Главный штаб, была выставка Яна Фабра два года назад, встроенная в основную постоянную эрмитажную экспозицию. Понятно, что посетители, в частности, иностранцы, не сильно интересуются объектами искусства per se, им любопытнее увидеть быт российских императоров в целом – интерьеры, мебель, дизайн. Много народу из русских провинций – этот народ, может быть, один раз в жизни и увидит Эрмитаж, и запомнит то, что увидел за несколько часов одного дня. Честно говоря, я не знаю, что этот народ думает и чувствует, глядя на вечное искусство в таком количестве и не всегда отличного качества.

Музей музеем, но, мне кажется, что Эрмитаж превращается в учебное пособие, перестает развиваться, ассимилироваться в мир, реагировать на события мировой арт-сцены. Третьяковской галерее, например, или ГМИИ им. Пушкина, или Русскому музею не на что опираться так откровенно, им надо привлекать посетителей, и они регулярно устраивают грандиозные временные выставки, причем не обязательно привозные западные, а из своих же собственных фондов. Выставки, сопоставимые с международными тенденциями. Ну а Лувр? Музей того же типа, что Эрмитаж, но не покладает рук.

Безусловно, любая новая выставка несет в себе что-то неизвестное и новое. Но это неизвестное и новое не любой сможет взять и обогатиться. А надо, чтоб любой смог. Не то время, чтоб заставлять человека трудиться, отделяя зерна от плевел, человек развернется и уйдет в Сеть. Вот Петр I, первый император, а как заботился о согражданах. Создал город, который стал тончайшей имитацией всего лучшего на тот момент на Западе и даже превзошел оригиналы. Создал такой город и подарил его нам всем.

Предыдущая статья

«VIVA LA VIDA. ФРИДА КАЛО И ДИЕГО РИВЕРА. Живопись и графика из музейных и частных собраний», выставка

Следующая статья

Современные «классики» на сцене Капеллы