Featured

Художники почувствовали себя героями «Матрицы»

В начале июня одной галереей в городе стало больше. «Тессарт», как представляют себя создатели, это «центр искусства и иммерсивных технологий, в котором каждый может стать частью новой реальности, испытать новый опыт созидания и творчества». Переводя на более доступный язык, это и вправду место, где искусство стыкуется с новыми технологиями, и посетитель имеет шансы ощутить себя автором. Название галереи связано с тессерактом, четырехмерным гиперкубом. Любители комиксов вспомнят «Мстителей», где все крутится вокруг куба «Тессеракт», источника космической энергии, дающего возможность открыть дверь в другое измерение.

В общем, можно сделать вывод, что люди, открывшие галерею, расположившуюся аккурат напротив цирка, в доме 1 по Караванной, непростого ума. В реальности (важное слово для «Тессарта», как уже, наверное, ясно) все довольно очевидно. В пяти залах этого центра переливаются-перемигиваются сложные световые конструкции, возникают объемные картинки, люди с камерами на головах водят какими-то приборами вокруг себя, и это очень, очень занятно.

Принцип «творчество здесь и сейчас», который в «Тессарте» вовсю приветствуют, 24 июня был реализован в полной мере. С утра до вечера в зале виртуальной реальности с десяток мастеров изобразительного искусства участвовали в акции «Художники рисуют будущее». Поставлены они были в такие же условия, что и любой «рядовой» посетитель галереи: художникам предлагалось сменить привычный профиль и, взяв в руки VR-кисть Tilt Brush от Google, создать некое произведение в режиме реального времени.

Здесь надо пару слов сказать об этой самой кисти. Это одна из функций очков виртуальной реальности HTC Vive, позволяющая рисовать в формате 3D. Надели очки, взяли джойстик в руки – и вперед, формируйте вторую реальность, рисуйте что хотите. Собственно, этим и занимались в ту июньскую субботу петербургские культурдеятели, среди которых были Дмитрий Шорин, Александр Теребенин, Елена Губанова, Павел Игнатьев, Николай Копейкин и другие. Выглядели уважаемые творцы примерно так же, как выглядит человек в наушниках, полностью погруженный в нечто, неслышимое окружающим. Разница лишь в том, что итог этой погруженности отражался тут же на большом экране.

Водила Елена Губанова джойстиком вокруг себя, а присутствующие видели, как эти пассы оборачиваются тающими виртуальными закорючками. Павел Игнатьев (довольно уверенно для новичка, заметим) рубил воздух VR-кистью, и на экране появлялся 3D-человек. Смотреть на это – все равно что пересматривать культовые киберпанковские фильмы девяностых типа «Джонни Мнемоника» или «Матрицы». Будущее, зафиксированное двадцать лет назад голливудскими визионерами, довольно обыденно превратилось в настоящее. В эдакий аттракцион, который держит внимание неискушенного зрителя минут десять-пятнадцать, после чего этот неискушенный зритель начинает маяться, так как тоже хочет надеть очки и порисовать. И, кстати, имеет право.

В наш век низвержения фигуры Творца с пьедесталов, когда чих подростка-блогера приносит ему миллионы (как подписчиков, так и рублей/долларов) и объявляется искусством, когда куча мусора может стать «штукой» искусства в зависимости от контекста, каждый может делать что хочет и объявлять это, например, видеоартом. Тем более если за билет уплачено.

Предыдущая статья

Внучка Юсупова: я не верю

Следующая статья

Афиша на выходные. 29-30 июля