КультураПетербург

ФАНТАСТИКА НА НЕВСКОМ-2100

Текст: Светлана Мазур
Фото: Елена Мулина

«– Докладываю, – произнес председатель Комитета по датам и хронологии по прозвищу Принц Датский. – Через три года мы будем праздновать 400-летие Петербурга.
– Отметить День города надлежит с размахом! – подхватил его заместитель. – Устроим парад с Нечистью на Невском!
– Почему именно с Нечистью? – удивился председатель…»

Это начало фантастической повести «На Невском-2100». Первую фразу придумал замечательный петербургский писатель Евгений Водолазкин. Продолжил ее в своем духе известный мастер фэнтези Ник Перумов.

Что это будет? Мистическая фантасмагория? Социальная фантастика? Нереальная утопия или сатирическая антиутопия? Борьба темных и светлых сил за город? Будущее покажет.

А пока предлагаем всем желающим вписаться в эту компанию литературных мэтров и тоже сочинить несколько строк еще не существующего произведения. Автор самого подходящего продолжения, лихо закручивающего сюжет, в награду за талант и подмогу получит книгу «В Питере жить» – хит Книжного салона, который прошел в конце мая в Михайловском манеже.

На этом салоне как раз и родилась идея рассказать на страницах нашего журнала занимательную историю про Петербург конца 21-го века.

Вместо предисловия

– К 2020 году Петербург должен стать книжной столицей мира, – провозгласил на Книжном салоне президент Российского книжного союза Сергей Степашин.

Почему Петербург? Потому что это самый читающий город России. По данным «Левада-Центра», только 50 % россиян регулярно читают книги, а в нашем городе 73 % постоянно читающих петербуржцев. По количеству книжных магазинов мы тоже на первом месте. А есть еще «Книжные аллеи». Этот литературный проект теперь уже не только городской, но и садово-огородный. Лучшие книги вывозят дачникам – сеют разумное, доброе, вечное прямо на грядках.

– Мы сегодня активно погружаемся в наши садоводства, – сказал председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергей Серезлеев. И сообщил, что этим летом книги поедут в 10 садоводств. При этом дачники в основном не посевные календари покупают, а русскую и зарубежную классику.

Классика – это прекрасно. Но нужно и новую культуру создавать, новые смыслы. К этому призывал генеральный директор книжной сети «Буквоед» Денис Котов. Между прочим, творить нечто новое он начал с себя – впервые в жизни принял участие в книге не только как ее распространитель, но и как автор. Его эссе про Большую Подьяческую вошло в сборник «В Питере жить», где о своем личном Петербурге рассказывают Татьяна Толстая и Андрей Битов, Михаил Шемякин и Борис Гребенщиков, Михаил Пиотровский и Евгений Водолазкин, даже Елизавета Боярская – всего 35 авторов. Презентация этой книги стала событием.

Пример Дениса Котова оказался заразительным: почему бы и нашему журналу не попробовать войти в историю литературы? Затеять нечто фантастическое, где главным героем станет Петербург, только не прошлый, а будущий. Тем более что он собирается стать книжной столицей мира.

Тут на Книжном салоне появился Евгений Водолазкин, книги которого любят не только у нас, но и за границей. И, как ни странно, сразу согласился придумать первую фразу повести о Петербурге, действие которой будет происходить в 2100 году. А потом прилетел в родной город из Америки Ник Перумов и не раздумывая продолжил фразу Водолазкина. Ему не привыкать, он начал карьеру фантаста с того, что написал продолжение «Властелина колец» Толкина. Теперь вот уже четверть века пишет фэнтези о мирах созданной им Вселенной Упорядоченного. А на Книжном салоне объявил:

– Моя длительная эпопея подходит к концу. Книжкой «Последняя вечность», которая выйдет в январе, заканчивается колоссальный цикл, который я писал всю свою творческую жизнь. Появляется чувство неуверенности, растерянности: а что же дальше? К счастью для писателей, сказано еще далеко не все. У меня есть замысел, который уже начал воплощаться в жизнь под названием «Дикая ведьма из дикого леса»: действие происходит в нашей современной России.

О том, что же происходит в современной России и чем все это закончится, читающая публика пытала Эдварда Радзинского.

– Чтобы предсказать будущее, придется понять прошлое, – объяснял писатель, драматург, сценарист и автор монологов в собственном концертном исполнении. – Ну поймите, история, к сожалению, всегда здесь была политикой, обращенной в прошлое. Поэтому вчера Иван Грозный монстр, убил людей больше, чем чума. Потом наступает время укрепления вертикали власти – и он становится мудрым государственником, эффективным менеджером. Это путь нашей исторической науки, это нормально для нее, когда историки, как официанты, должны спешить подавать угодные власти блюда. Вы спрашиваете, что с нами будет? Куда бежит наша любимая птица-тройка? Я не знаю. Я тоже думаю про это все время. Каждый год делаю предсказания, записываю их и запечатываю в конверт.

И правильно делает. Ведь это наше прошлое непредсказуемо, а будущее – вполне.

Но можно ли начинать книгу, не представляя, что случится в конце? Все сомнения окончательно развеяла королева детектива Александра Маринина:

– Я никогда не знаю, чем кончится книга, – призналась она на встрече со своими читателями.
– Знаю общую идею, ради чего вообще берусь за эту книгу, что хочу обдумать сама для себя во время ее написания, очень примерно представляю себе сюжетную завязку и двух-трех персонажей. По мере того как погружаюсь в текст, появляются новые детали, идеи, персонажи, сюжетные повороты. Вот я сейчас заканчиваю книгу – осталось написать страниц 15–20. Понятия не имею, чем там все кончится, еще не придумала.

В общем, главное – величие замысла: попытаться представить себе Петербург будущего, учитывая основные тренды настоящего и помня о прошлом. Все остальное появится в процессе.

Процесс пошел.

Предыдущая статья

Творческий вечер Ларисы Рубальской

Следующая статья

Когда быть женщиной – снова в радость