Город и горожанеПетербург

Есть ли жизнь после 2018-го?

Ломать нельзя, строить – тоже. Архитекторы и девелоперы об амбициях и потенциях развития города на последнем Архитектурном биеннале Петербурга.

Директор института «Урбаника» Антон Финогенов считает нынешнее время переломным для развития города. «Мы видим завершение ключевых инфраструктурных проектов к 2018 году, – говорит Финогенов, – это и воплощенные кольцевая и западный скоростной диаметр, это и спортивные сооружения к чемпионату мира по футболу, и статусные театральные площадки, и, наконец, Лахта-центр. В логике нового генерального плана Петербург сейчас стоит на пороге выбора 4–6 проектов развития на ближайшие те же самые 6–7 лет. Отсюда возникает вопрос: а что дальше?»

Почему в Москве жить хорошо?

По мнению урбаниста, Белокаменная отвечает на эти вопросы очень активно. «Помните, – говорит он, – вначале была ”Новая Москва”, был юго-запад “старой Москвы”, где в реновацию попали пешеходные зоны, дворовые территории, транспортные развязки. Было строительство нового автобана и беспрецедентный проект по развитию метро, в результате которого они вышли на 10 новых станций в год. Нам говорят: “Москва – это другая вселенная! Там такой бюджет строительства, что нам даже и не снился!» Но на самом деле это миф!» По мнению некоторых профи, полтора триллиона московских бюджетов на развитие города вполне коррелируются с половиной триллиона бюджетов петербургских. Если, конечно, осмыслить их в перерасчете на население. Тогда выйдет, что на среднестатистического москвича приходится 170 тысяч рублей в год, а на петербуржца – около 130 тысяч.

Вот тут-то и возникает неприятный вопрос: а почему тогда у них все это делается, а у нас все так запущено? Есть мнение, что пять лет назад, попросив из федерального бюджета около полутора триллионов и не получив их, власти Петербурга «не дожали». Не снизили планку до 300–400 миллионов, а просто спустили вопрос на тормозах. В результате имеем, что имеем. И то сказать, в Москве под охраной ЮНЕСКО только Кремль, а у нас – 36 тысяч га плотной каменной застройки, и все – культурное наследие. «Вот пусть ЮНЕСКО и даст нам денег для сохранения», – невесело шутит главный архитектор Северной столицы Владимир Григорьев. «Хочешь, чтоб дом разрушился, возьми его под охрану», – вторит ему глава бюро «Студия 44» архитектор Никита Явейн.

Впрочем, профессиональное сообщество города, где 30 вновь построенных объектов уже занесены в «черный список», так сказать, «безвозвратно приобретены», согласно, что строить в таком городе, как наш, надо с умом. Эта констатация факта остроту проблемы, куда и как развивать город, ничуть не снижает. «Мы не должны соглашаться с уже сложившимся статус-кво», – считает председатель Совета по работе с молодыми архитекторами Петербургского союза архитекторов Феликс Буянов, – у города есть определенные амбиции, он имеет право на опережающее развитие и имеет потенции к этому развитию! Нужна воля, и прежде всего воля власти Петербурга!»

Алчных девелоперов – во дворы-колодцы

Что же за проекты могут быть у Петербурга после 2018 года? По мнению специалистов института «Урбаника», их четыре. На первом месте все равно исторический центр. Он № 1 в любом петербургском списке. Наш центр можно сравнивать с Веной, Лондоном или Парижем, но нигде он не находится в таком плачевном положении, как у нас: 70 % исторического фонда в аварийном или близком к аварийному состоянии! «Номер один, потому что в ближайшие годы нам придется работать с сотней гектаров каменной исторической застройки, – утверждает Финогенов. – И здесь надо найти компромисс между частными и государственными инвестициями. Компромисс, чтобы не было тотального сноса всего, что в центре плохо стоит, а плохо там стоит очень и очень многое. Нам придется пустить частный бизнес, например, в реконструкцию внутридворовых территорий, провести определенную либерализацию вторжений во второй, третий, четвертый слой зданий. Поскольку без частных инвестиций развития города не будет. Баланс между государственными инвестициями и частными надо вносить в повестку развития города, и эту повестку уже нужно формировать».

Особое внимание предполагается уделить в ближайшем будущем развитию транспортной инфраструктуры. В этом вопросе Петербург отстает от любого европейского города. В Северной столице дефицит транспортных пересадочных узлов, нет приоритетного развития общественного транспорта, количество которого, по некоторым оценкам, должно вырасти как минимум в два раза. Ключевым проектом станет и реновация промышленных зон. В этой сфере сейчас допущены ошибки. В частности, огромная территория вокруг станции метро «Фрунзенская» застраивается только лишь высокоплотной многоэтажкой. Профессионалы видят в этом одну из новых проблем. Такой же может стать отсутствие общественных зданий в зоне Василеостровского намыва, где проект сузился до исключительно жилой функции.

Специалисты говорят и о новом формате девелопмента. Примером, возможно, станет «Лахта-центр» – новая домината Приморского района и точка развития общественно-делового центра. Однако ясного ответа на вопрос о функционале вокруг небоскреба пока также нет.

Ольга Ленская

Предыдущая статья

Укротители боли

Следующая статья

Жить среди парков и дворцов