До и после супрематизма
Выставка ранней фигуративной графики Малевича открылась в Русском музее. К 35-ти работам из фондов музея добавились 117 работ, подаренных ученицей и соратницей художника Анной Лепорской, в результате составилась внушительная графическая коллекция. Большая ее часть и экспонируется в Инженерном замке, представляя Малевича не великим адептом беспредметного, а художником, рисующим натуру, в том числе обнаженную.
Оказывается, путь к супрематизму, который по мнению Малевича абсолютно выражал сущность мистических ощущений вообще, а также суть его личных ощущений и чувств, лежал через натурное рисование. Позировали ему и близкие родственники – мать, первая жена, сын. Эти изображения ввиду жанра (графика) – практически документальные, что делает их чрезвычайно ценными свидетельствами жизни мастера.
Также в экспозиции – упаковка различных парфюмерных изделий, этикетки духов, созданные Малевичем-оформителем, который нуждался в деньгах. Некоторые из них были очень популярны у московской публики начала XX века, соответственно способствуя росту продаж ароматного продукта. Еще есть так называемые «Виньетки» – графические миниатюры в стиле модерн, оммажи Обри Бердсли. Ну и для полноты картины – шаржи периода московской студии Рерберга, рисование в которой характеризовалось большой творческой свободой. Шаржи Малевича на соучеников отличались необыкновенностью образов. Все 117 рисунков лежали в старой картонной папке, видимо, в той самой, в которую их некогда сложил один из будущих лидеров русского авангарда XX века.
«Черный квадрат» находится в коллекциях всех трех главных музеев России: оригинал и вторая версия – в Третьяковской галерее, первая версия – в ГРМ и третья – в Эрмитаже. И они не идентичны. Кстати, изобретенный Малевичем способ наложения красок для получения особого рода цветовых пятен (например, для красного цвета – сначала черный, а поверх красный) позволяет экспертам достаточно легко определять подделки.
В конце ленинградского периода и своей жизни, добившись супрематического катарсиса и провозгласив куб символом вечности, Казимир Малевич вернулся к реалистической манере письма себя молодого. Но его похороны прошли почти точно по завещанию и являли собой несомненное торжество веры в черный квадрат. Во время Отечественной войны могила Малевича близ деревни Немчиновка была утрачена, затем найдена, однако перенесена с территории колхозного поля на опушку леса в двух километрах. На бывшем пахотном поле, где был захоронен прах до сих пор не превзойденного в мировом искусстве гения абстракции, начали строить жилой комплекс. Вот так судьба совершила очередной виток, и Малевич победил не только солнце, но и смерть.