Блоги #NaNevskomИскусство

Чудесный символизм

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото: Марина Гончарова

Эпическая выставка Кузьмы Петрова-Водкина к 140-летию со дня рождения экспонируется в Русском музее.
Петров-Водкин прожил чудесную жизнь. Чудесную от слова «чудо». Современники называли его «древнерусским живописцем, волею случая попавшим в будущее». И как еще можно было назвать сына сапожника из Саратовской губернии, который покорил прямолинейной героической образностью своей живописи обе российские столицы?
В контексте его судьбы нет подтекста даже на уровне фамилии. Дед Петр, сапожник, любил водку, и в пьяном угаре зарезал кроильным ножом свою жену, затем умер сам. Потомки становились по очереди то Петровыми, то Водкиными. Сын лучшего в городе Хвалынске сапожника и абсолютного трезвенника опять же волей случая получил фамильный дабл. С детства он замечательно рисовал и сочинял истории. Как выяснилось позднее, еще он был склонен к авантюрам и приключениям, а также обладал даром предвидения.
Художественная слава Петрова-Водкина не миновала. Возможно, к нему пришла бы и литературная известность, все-таки двадцать рассказов, двенадцать пьес и три романа – это не баран чихнул. Но Максим Горький перекрыл издательский кислород по причине отсутствия у претендента в писатели филологического образования. Видимо, полагая, что его собственная бурлацкая деятельность вполне может быть расценена как учеба в университетах.
Творчество Петрова-Водкина питали символизм и модерн, живопись раннего Возрождения и иконопись. Первое профильное образование он получил в Петербурге в Центральном училище технического рисования Штиглица, затем уехал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества учиться у Валентина Серова, затем учился в частных академиях Парижа. Охват всесторонний, форма и содержание в гармонии. Кстати, в Париже Петров-Водкин во время сеанса рисования сделал своей будущей жене и модели абсолютно прямолинейное предложение руки и сердца, использовав все свои чудесные ресурсы. И получил согласие.
Революцию красным конем художник не призывал, поскольку об этом не думал, когда рисовал. Тем более, что первоначально жеребец был гнедой. Но постреволюционные события принял – как возможность обновления общечеловеческого быта и бытия. В Петрограде он занимался реорганизацией художественного образования, затем стал первым председателем Ленинградского отделения союза советских художников (ЛОССХ).
В принципе, его можно было бы назвать успешным советским художником, если бы не некоторые дневниковые записи, например, 1927 года о массовой злобе в отношениях людей. Или воспоминания его французской жены Мары (Марии Федоровны) о том, как она почти каждую ночь ждала, что их придут арестовывать.
К тому же Петров-Водкин так и не перестал быть верующим, что, конечно, отразилось в его искусстве. После смерти он был практически забыт на тридцать лет, до хрущевской оттепели и общественного интереса к религии и иконописи. И что важнее всего характеризует внутреннее (тайное? бессознательное?) отношение его к революции – жанры визуального искусства, в которых он работал в постреволюционный период. Графика, сценография, натюрморты, портреты. Исчез солнечный эротизм обнаженной натуры, да и сама обнаженная натура почти исчезла, вроде как радость жизнь придавил камень бел-горюч.
И про дар предвидения, из масштабных озарений. Красный конь был написан накануне Первой мировой войны, ее он и предвещал. «Богоматерь Умиление злых сердец», написанная незадолго до революционного переворота, как раз про это. Знаменитый натюрморт с селедкой 1918 года протянулся далеко – в 1941 год, здесь Петров-Водкин не только образ создал, но даже и слово «блокада» произнес.
«…оказалось, искусство начинается там, где автор забывает о себе» – тоже можно отнести к прозрениям художника, а можно к опыту или философской мысли. Для современного искусства XXI века, нарциссического в своей основе, лозунг архаичный. Непонятно, как можно что-то создать, не помня о себе, естественно, о каких обобщениях речь. Поэтому надо идти и смотреть на пронзительные вселенские символы Кузьмы Петрова-Водкина – где еще такое найти в наше время? Например, британцев пробило сразу. Год назад в Лондонской академии художеств на выставке, посвященной 100-летию русской революции, персональный зал Петрова-Водкина пользовался особой популярностью.

Предыдущая статья

«Дом», спектакль

Следующая статья

Гастроли Владикавказского филиала Мариинского театра

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*