КультураСобытия

Искусство под номером 9

 

«Если любить комиксы – это неправильно, то я не хочу быть правильным».  Любители комиксов часто приводят эту цитату из «Черепашек-ниндзя». Следуя этой логике, на онлайн-дискуссию Санкт-Петербургского культурного форума собрались люди абсолютно неправильной книжной ориентации. Однако это не помешало им быть образованными и успешными. Не сложилось впечатления, что удел их мечтаний – непритязательные рисованные истории для подростков. А ведь большинство из нас, давайте уж по-честному, только так и воспринимает этот жанр.  

Текст: Ирина Бармина 

Средневековые истоки жанра

Культурный форум Петербурга замахнулся сразу на два революционных тезиса. Во-первых, комикс – это искусство, хоть и под скромным девятым порядковым номером. Во-вторых, в России комиксу – быть! Иностранные участники дискуссии объявленную сенсацию восприняли кисло. Быть или не быть комиксу? – это вопрос не для европейцев с американцами. И уж тем более не смешите японцев с их мангами.

Французский коллекционер комиксов Донасьен де Рошамбо уверен, что предтеча комиксов – средневековые гобелены из Байо. Весь героический поход Вильгельма Завоевателя, предпринятый в 11-м веке, расписан чуть ли не по дням и растянулся на 70 метров полотнища. От героических баталий до мельчайших подробностей трапезы, да и на любовные приключения метража хватило. Чем не комикс, только вышитый шерстью по льну. Средневековый вышивальщик изобразил на полотне 626 мужчин и женщин, 190 коней, 35 собак, 37 деревьев, 32 корабля, 33 здания. Удивительное трудолюбие, учитывая отсутствие графических программ, иллюстраторов и фотошопов. Не случайно этот комикс-гобелен включен в список наследия ЮНЕСКО.

Комиксы 2

В общем, провозгласить в Петербурге комикс новым жанром искусства не получилось.

А вот что тот же Донасьен рассказал о своей охоте за российскими комиксами.

Я впервые приехал в Россию 15 лет назад и сказал себе: я хочу открыть для себя эту страну через комикс. Это же так очевидно: великая страна с великой культурой и с таким графическим прошлым (от иконописи до Малевича) должна иметь безумно интересную историю комиксов.

Я пришел в библиотеку и попросил: покажите мне отдел с комиксами.  Очень серьезная дама посмотрела на меня поверх очков и сказала: знаете, мы тут вообще-то книги читаем, а за комиксами вам в метро. И так было во всех книжных, по всей Москве. И я подумал: боже, что же они здесь про нас думают! Думают: они же умственно отсталые! Хотя и в Европе в 50–60 годы было нечто подобное. Когда автор говорил: «Я рисую комиксы», у него спрашивали: «Ну это ладно, ты расскажи, что ты вообще делаешь, как деньги зарабатываешь». Сейчас в Европе нет дискуссии по этому поводу, там другие переживания. Меня лично волнует: какого качества комиксы будем читать, какое кино смотреть и какую еду есть.

Здесь русский дух, здесь комиксом не пахнет

Дмитрий Яковлев – один из первых издателей комиксов в России, организатор петербургского фестиваля «Бумфест». До 20 лет он искренне думал, что это территория супергероев и американской культуры. Но потом открыл французские комиксы и понял, что они для всех и про всё. Есть комиксы исторические, как мощный и местами страшный  «Перешеек» (Ханнерийн Мойссейнен) – о том, как в 44-м финским крестьянам пришлось покинуть земли Карельского перешейка. Есть комиксы на тему взросления, как «Полуночная земля» – автобиографическая история Юлии Никитиной, которая выросла в городе Салехарде за полярным кругом в крутые 90-е. Графическая адаптация «Мастера и Маргариты», созданная пионерами отечественного комикса Аскольдом Акишиным и Мишей Заславским. Кстати, она давно уже опубликована во Франции и Польше, а у нас выпущена только сейчас. Почему?

Комиксы

 – Профессионалы из книжной сферы часто стесняются слова «комикс». Для них это какая-то маргинальная фанатская история, низкий жанр. Меня как издателя это просто смешит. Прихожу в книжный магазин с предложением разместить комикс и показываю книгу.  Часто разговор заканчивается после слова «комикс». Прихожу в подобный магазин с этим же комиксом и прошу разместить графический роман. Интерес неподдельный, и обычно местечко всегда находится.

От Самсона до Симпсонов и подростка со смартфоном

 Художник Джо Шустер и сценарист Джерри Сигел уже отчаялись пристроить хоть куда-то своего героя – защитника Метрополиса с планеты Криптон, как вдруг удача: одно издательство согласилось купить историю Супермена за 130 долларов! Первый выпуск вышел тиражом 200 000, а седьмой уже более чем полумиллионным.

Комиксы

Откуда пришел в голову авторам этот образ? Да все оттуда же. Похоже, древняя Греция – пожизненный поставщик для человечества гениальных идей. По словам сценариста, он был очень впечатлен историями Самсона и Геркулеса. Ну а дальше дела пошли:  Самсон, Геракл, Супермен, Бэтмен, черепашки-ниндзя нога за ногу подтянулись, Астерикс и Обелиск, Симпсоны. Что бы придумать такого, чего еще никогда не было?  Да не думайте вы, просто оглянитесь – совет от Маркуса Витцеля, художника комиксов из Германии.

– Для меня сегодняшний герой – простой подросток со смартфоном. Этот маленький предмет связывает молодых людей по всему миру и он же – угроза комиксам в будущем. Да и чтению вообще. Я заметил, что и сам читаю все меньше и меньше. Теперь на один вечер в неделю откладываю телефон и читаю бумажные книжки. Мой герой вырос со смартфоном и не представляет, как жить без него. А теперь сюжет комикса, я его только что придумал: представьте, подросток теряет телефон (А-а-а!)  и должен выжить без него. Вот это интернациональный фильм ужасов, эту историю точно поймут где угодно.

 Рисованная биография бабушки покорила мир

 Ольга Лаврентьева, молодой петербургский художник и автор комиксов, смело вписала свое имя в российскую историю жанра. Право на ее комикс «Сурвило» купили сразу пять зарубежных издательств, что для отечественных авторов беспрецедентно. Ее роман признан лучшей оригинальной книгой комиксов 2019 года (премия ComicsBoom!). Если за рубежом есть четкое разделение: сценарист пишет историю, художник рисует, то Ольга – своего рода уникум из серии «я все сама». Сценарист, художник и драматург по ходу дела.

Комиксы

 – Я училась в университете на графического дизайнера и думала: вот, скоро буду нормальным дизайнером, нормальным человеком. И тут случайно попала на петербургский фестиваль рисованных историй «Бумфест». Попала и пропала. Я поняла, что это мой язык и я хочу рассказывать на нем свои истории. У меня нет мучений с поиском сюжета, это все происходило с моей семьей. В прошлом году вышел мой комикс «Сурвило», названный девичьей фамилией моей бабушки. Собственно, это ее рисованная биография. Бабушка родилась в 1925 году, сами представляете, какие ей пришлось пережить испытания. В процессе создания она была моим главным консультантом. А я очень старалась сохранить советскую эстетику. Сейчас работаю над другой историей ­– герои ищут клад на Карельском перешейке. Будет много природы и красивых видов.

Крокодил что-то имеет против Бэтмена

Признать комиксы полноценной литературой в некогда самой читающей стране мира – это, знаете ли, совершить революцию в головах. И нужно еще нащупать этот винтик или шпунтик, который отвечает за традиции и стереотипы. Одно утешение – ведь были же некогда прекрасные журналы «Крокодил», «Трамвай». Может быть, взять их за истоки русского комикса? В конце концов, запущенный процесс не остановить, другое дело – не станут ли наши комиксы плохой копией американских или европейских? Донасьен просит: только не это! Не нужно вам Бэтменов, Супермэнов и Счастливых Люков. Делайте свою историю, самобытную, уникальную. Не беспокойтесь, Донасьен, это мы как раз можем. Что у нас когда-либо происходило как у всех? Разберемся по-своему и с искусством № 9.

Предыдущая статья

«…Пейте за радость юной любви…»

Следующая статья

Невероятные итальянцы в России